ГлавнаяРассылкиЭмоциональный интеллект. Что это такое и как его развить?
Подпишитесь на нашу рассылку:

Эмоциональный интеллект

Как его развить и для чего он нужен? 


Почему некоторые люди отличаются сдержанностью и терпеливостью по отношению к окружающим, а другие постоянно конфликтуют с каждым встречным? Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ваш одногруппник, имея худшие знания, получает более высокие оценки? Почему так происходит?


«Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто это заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом»

Аристотель. Никомахова этика.


В жизни студента нередко возникает конфликтная ситуация, будь то с товарищем или преподавателем. Нужно ли с этим бороться? Как правильно себя вести?

Люди все хуже умеют ладить друг с другом. Это проблема становится все более острой в наше время, еще и на фоне политических разногласий.

Поэтому ученые взялись в серьез исследовать эмоции человека и человеческий мозг.


И так, что же помогает человеку держать ситуацию под контролем, не переходить в состояние неуправляемого гнева и эмоционального всплеска?

Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями  и эмоциями других людей в целях решения практических задач - это эмоциональный интеллект.[i]


Я думаю, Вы согласитесь, что многим из нас не помешало бы развивать в себе эти качества и способности.

Развитие эмоционального интеллекта очень важно для любого человека. У студента с развитым эмоциональным интеллектом вряд ли возникнут проблемы в общении с преподавателем, так как, зная особенности управления эмоциями других людей,  а так же осознавая и контролируя свои эмоции, можно многого добиться.


Позвольте дать Вам несколько рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта.

1. Хладнокровие и рассудительность – лучшие помощники при любых возражениях и переговорах (в том числе и с преподавателем).

2. Каждый, кто изличшне эмоционально реагирует на возражения, совершает две ошибки:

1) он добровольно входит в транс, теряя контроль над реальностью;

2) он позволяет другому контролировать свое поведение.

В ситуации эмоционального возбуждения всякий человек может следовать одной из тактик – действовать или реагировать. Действовать – значит сохранять эмоциональную уравновешенность и возможность  самостоятельно контролировать свое поведение. Реагировать – значит бессознательно следовать навязанной (а значит проигрышной) схеме поведения.

Рассмотрим несколько приемов контроля за своими эмоциями:

Контроль внутренней речи.

Порой наше речевое отражение (внешнее и внутреннее) ранит нас намного больше, чем сам конфликт. Наша реакция определяется как самой ситуацией, так и нашим отношением к ней. Отсюда вытекают несколько способов контроля своих эмоциональных реакций.

«Перемена мысли»

Эта техника предполагает осознанный сдвиг фокуса внимания с травмирующей вас ситуацией на анализ своих реакций. Вы как бы смотрите из вне на собственные эмоциональные проявления, при этом задаете себе вопросы: «Разозлился ли я?» «Напряжено ли мое тело?» «В чем это выражается?» «Контролирую ли я как-либо свое состояние?» и т.д.


После того как вы «как бы со стороны» оцените себя реагирующего, вам легче будет этому наблюдаемому «я» посоветовать, что лучше сказать и сделать.[ii] 

«Ваша реакция – ваша самая большая проблема

Понаблюдайте за собой в различных ситуациях. Когда кто-то оскорбляет вас, что происходит с вами, какова ваша реакция? Вам нужно больше обращать внимание на свою реакцию, чем на оскорбление – это его проблема. Ваша реакция – вот ваша проблема. Займитесь ей.»

Бхагаван Шри Раджниш

Техника неоправдания

Принцип «не оправдывайся» помогает избежать растущенго затягивания в конфликтную ситуацию, как в водоворот.  Ее применение  ни в коей мере не озанчает, что не следует защищать свою позицию. Просто необходимо помнить, что оправдываться не стоит.

Мы надеемся, что любые конфликты станут для вас только лишь объектом исследования, направленного на изучение особенностей вашего эмоционального состояния в той или иной ситуации. И тогда возможно разрешаться они будут намного легче и быстрее. Успехов!

    


[i] Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences»,The Encyclopedia of Informal Education.

http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm


[ii] Ребрик, С.Б. Мастер-класс «Art of sale».  – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 176 стр., илл.

 

Команда "Проректор"
тел.: +7 (499) 553-00-81
e-mail:
diplom@prorektor.ru
Мы в социальных сетях: