ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛИ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. 5
1.1. Понятие воли в психологической науке (социогенетический аспект). 5
1.2. Основные исследовательские концепции воли (онтогенетический аспект). 10
2. СОГЛАСОВАННОСТЬ ВОЛИ И ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 15
2.1. Специфика феномена жизненного успеха. 15
2.2. Влияние волевых ресурсов на жизненный успех. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
1,500 руб.
Актуальность темы исследования. Воля как основной психический процесс и сегодня является объектом разносторонних психологических, социологических, философских исследований. Безусловно, что наиболее пристальное внимание этому аспекту в структуре личности уделяют психологи, имена и труды которых мы укажем ниже и подробно рассмотрим в теоретической части. Проблема волевой саморегуляции оценивается как одна из главных на протяжении всей жизни каждого человека – именно от степени произвольности зависят все поступки, действия, организация ситуации выбора и принятия решений. Основополагающим элементом воли и возможностью ее практической реализации признаются волевые качества, к которым относятся самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание. Ильин Е.П. в своих методиках исследования волевых качеств акцентирует внимание на терпеливости: это качество оказывает заметное воздействие на уровень волевых ресурсов и на прочие волевые аспекты, поскольку оно способствует спокойствию, сдержанности, трудолюбию и сосредоточенности.
Как произвольность в целом, так и отдельные волевые качества оказывают влияние на процесс достижения жизненного успеха. На этом основании можно говорить о взаимосвязи воли, мотивации, потребностей – все эти психологические аспекты также воздействуют на успех в жизни индивида. Само понятие жизненного успеха отличается субъективностью в его определении, однако актуальность данной работы состоит в выявлении объективных аспектов волевой регуляции деятельности человека, что нередко приводит к успешному достижению поставленных целей.
Объект исследования – понятие и феномен воли в психологической науке.
Предмет исследования – согласованность воли и жизненного успеха личности.
Цель исследования – теоретически проанализировать участие произвольности в достижении жизненного успеха.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику понятий воли и волевых качеств в психологии.
2. Рассмотреть основные исследовательские концепции воли.
3. Выявить специфику феномена жизненного успеха.
4. Теоретически проанализировать влияние волевых ресурсов на жизненный успех.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды И.Л. Аристовой, Е.П. Ильина, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна.
Теоретическая значимость исследования. В работе дано развернутое определение феномена и понятия воли (произвольности) в качестве психического процесса. Также рассматриваются сопутствующие этому понятию психологические образования: волевые качества, волевой акт, волевое усилие. Предложены наиболее распространенные в психологической науке концепции и теории воли западных и отечественных исследователей. Во второй главе работы поставлен вопрос о согласованности воли с явлением жизненного успеха личности. Это позволило указать на взаимосвязь между волей, мотивацией и потребностями, а также проанализировать влияние произвольности на достижение успеха.
1,500 руб.
Воля, как одно из важнейших понятий психологической науки, трактуется в качестве способности человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. В общем смысле воля – это способность человека к сознательной саморегуляции, она требуется человеку для принятия любых решений и совершения любых поступков. В волевую сферу входят понятия волевых процессов, волевого акта и активности, волевых действий и регуляции, волевых качеств и волевых усилий. Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание. К основным концепциям и теориям воли можно отнести экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю), трактовку воли И. П. Павлова, психоаналитическую концепцию (от З. Фрейда до Э. Фромма), активную концепцию поведения (Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин).
Феномен жизненного успеха сопоставляется с ценностными и смысложизненными ориентациями и представляет собой постепенную реализацию достойной цели, во многом завися от мотивации и потребностей отдельной личности. Чем выше уровень произвольности человека (силы воли), тем адекватнее его собственная ценностная иерархия и стремление к удовлетворению более высоких потребностей в известной «пирамиде» А. Маслоу. Формирование воли как важного условия жизненного успеха влечет за собой и другие психологические образования, не менее ценные для личности: адекватную иерархию ценностных ориентаций, правильные копинг-стратегии, совладающее поведение. Можно добавить, что позитивное влияние произвольности на жизненный успех обеспечивает человеку чувство исполненности жизни.
1,500 руб.