Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания 7
младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «нравственность» и «нравственное воспитание» 7
1.2 Необходимость нравственного воспитания в настоящее время 14
1.3 Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 21
1.4 Изучение рассказов Л.Н. Толстого как средство воспитания нравственных качеств 28
Выводы по 1 Главе 31
Глава 2 Опытно-практический, диагностический праксис уровня нравственности младших школьников посредством методов народной педагогики Л.Н. Толстого 32
2.1 Анализ учебных программ в контексте нравственного воспитания 32
2.2 Конспекты уроков литературного чтения 44
Выводы по 2 Главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня нравственности 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Словарик нравственных качеств 79
4,500 руб.
Актуальность исследования. Современный период можно считать переходным, поскольку продолжает быть очевидной ситуация определения целей государства, выстраивания политических взаимосвязей, а также формирования концептуальных установок развития личности человека. В такое время происходит распад старых морально-нравственных ориентиров, большинство которых изживаются исторически (как, к примеру, изжила себя идеология коммунистической партии). На этой основе происходит попытка воссоздания новых идеалов духовной жизни и нравственного поведения, попытка возрождения общечеловеческих ценностей. Такой общественной цели соответствуют современные ФГОСы и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, имеющая законодательную основу. Религия и церковь сегодня логичным образом не могут коснуться всего общества, поэтому становится очевиден факт необходимости поиска и прихода к новым средствам нравственного воспитания. Сам процесс воспитания осуществляется наиболее свободно и беспрепятственно в младшем возрасте, когда ребенок продолжает изначально доверять взрослому. В этой ситуации базового доверия, которое является основой воспитания, необходимо наличие эмоционального позитива, зачастую обеспечивающегося изучением произведений художественной литературы. Для младшего школьного возраста рассказы Л.Н. Толстого создают обязательную основу нравственного воспитания, являясь воплощением концепции гуманизма и свободы выбора.
Объект исследования – понятие нравственного воспитания.
Предмет исследования – рассказы Л.Н. Толстого как средство нравственного воспитания младших школьников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы авторов, ориентированных на раскрытие сущности понятия нравственного воспитания: В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, К.Д. Ушинского, Л.А. Григорович. Также в исследовании привлечены работы авторов, касающихся особенностей младшего школьного возраста: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Цель исследования – разработка и апробирование серии конспектов уроков по рассказам Л.Н. Толстого как средства развития нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать существующую методическую литературу, касающуюся развития нравственных качеств младших школьников;
2. Раскрыть сущность понятия «нравственное качество» и систематизировать нравственные качества;
3. Выяснить, в чем состоит необходимость приобретения нравственных качеств для младших школьников;
4. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление нравственных качеств младших школьников;
5. Разработка и апробирование серии конспектов уроков по рассказам Л.Н. Толстого как средства развития нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, о том, что для раскрытия нравственного потенциала младшего школьника целесообразен кросс дисциплинарный подход на стыке педагогики/психологии с элементами анти шаблонногоподхода к ребенку с элементами индивидуализации .
В качестве методов исследования нами выбраны: теоретический анализ научной, методической, дидактической литературы; изучение педагогического опыта; метод логических обобщений; психологическая диагностика; эмпирический метод – наблюдение опыта школьной практики.
В работе применялся комбинированный подход к оценке уровня нравственности через интеграцию в процесс диагностики методов Арт-терапии с использованием психолого-диагностических разработок.
Методики исследования:
1. Комплексная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника по методике М.И.Шиловой;
2. Методика Л.И. Лаврентьевой «Хороший ли ты сын/дочь»;
3. Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение»;
4. Методика М.И. Шиловой, А.С. Прутченковой «Анкета - опросник «Настоящий друг»;
5. Личностный опрос-тест «Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам поведения» Е.Н. Прошицкая , С.С. Гриншпун;
5. Элементы психологической помощи посредством Арт терапии. Методики: «Рисунок Дерево», «Рисунок Семья»;
Практическая значимость исследования. Данное исследование может послужить источником для дальнейших исследований в сфере нравственного воспитания детей и вырабатывания особой духовно-культурной сферы в личности ребенка...
4,500 руб.
Настоящая дипломная работа на тему: «Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения средствами народной педагогики Л.Н. Толстого» была выполнена с использованием современных принципов, позиционирующих гармоничное развитие личности с позиций нравственности и толерантности, однако в ходе работы я столкнулась с проблемами, связанными с нехваткой качественной методической литературы для решения поставленных задач.
Безусловно, в данном вопросе отсутствие пошаговых инструкций, должно быть компенсировано творческим подходом, со стороны педагога. Используемые в работе методики позволили исключить шаблонный подход к нравственному развитию, и убедили меня во мнении об обязательной необходимости проработки существующих у ребенка нравственных навыков с позиций анализа и коррекционной помощи.
Предложенный в работе подход с позиций «чистого творчества», позволил не только рассмотреть современные взгляды педагогов на изучаемый вопрос, но и применить комплексный инновационный подход к процессу обучения в целом. Цели работы были достигнуты. Апробация конспектов дала высокий уровень понимания и осознания значимости нравственного роста среди анализируемых учащихся. В работе мы не только систематизировали существующую методическую литературу по вопросу нравственного поведения младших школьников, но и раскрыли понятийные сущности «нравственных качеств» личности. Подобранные методологии были реализованы с использованием комбинированного подхода. Нами была произведена оценка уровня нравственности с интеграцией методов Арт-терапии и психологических тестов при содействии со школьным психологом. Разработан, апробирован конспект уроков по произведениям Л.Н. Толстого, который выступает элементом развития нравственных качеств младших школьников...
4,500 руб.