Введение 3
1. Основные направления законодательной деятельности Екатерины ІІ 5
2. Реформирование полиции как органа государственного управления 10
3. Реформирование дипломатической службы и осуществления государственной внешней политики 14
4. Государственно-правовые институты Российской империи конца XVIII века 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30
1,500 руб.
Актуальность темы исследования. Успешное развитие российского общества с учетом огромной территории страны, объединившей самые различные национальности, сохранение суверенитета и культурных ценностей обусловлены эффективностью реализации механизма государственного управления. Причем в России реформы в области государственного управления происходили под воздействием коренных преобразований как сложного синтеза исторических традиций и политических инноваций.
Изучение истории государственных учреждений, определение их роли в механизме государства является важным составляющим познания существующих правовых реалий.
Такое изучение способствует раскрытию характера отечественной государственности XVIII столетия, что позволит сделать ряд конкретных наблюдений над такими общими явлениями, как механизм власти и управления, власть и закон, идея служения государству, престиж власти, общественное восприятие политических институтов и государственной службы, и, наконец, оценка этих институтов в сознании людей.
Реформы в области государственного управления России во второй половине XVIII века.
Степень научной разработанности темы. В исследовании эпохи правления Екатерины ІІ и Павла I огромное значение имеют произведения классиков российской исторической мысли Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, В.В. Васьковского, В.И. Веретенникова, В.М. Грибовского, Б.Н. Сыромятникова, А.Н. Филиппова и др.
В современный период интерес к данной теме возрос, можно отметить работы таких исследователей как А.В.Скоробогатов, А.Г. Тартаковский, В.А. Томсинов, C.JI. Григорьев и др.
Целью исследования является изучение и анализ реформ в области государственного управления России во второй половине XVIII века.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные реформы в области государственного управления России во время правления Екатерины ІІ;
- рассмотреть реформы в области государственного управления России во время правления Павла I.
Объектом исследования являются государственно-правовые и организационные отношения в сфере государственных реформ, проводимых в России во второй половине XVIII в.
Предметом исследования выступают документальные и иные источники, отражающие государственные преобразования в период правления Екатерины ІІ и Павла I, рассматриваемые в контексте государственного управления России.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания общественно-исторических процессов и социально-правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, логический).
1,500 руб.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На протяжении восемнадцатого столетия место России в мировой системе радикально изменились. Эти изменения были достигнуты комплексом реформ внутренней политики, системы управления и военной организации, а также совокупными усилиями русской дипломатической службы и разведки.
Екатерининская эпоха, обернувшаяся после продолжительного управленческого застоя эпохи дворцовых переворотов новым всплеском имперского развития и экспансии, потребовала упорядочивания и совершенствования организации органов управления.
Модернизация управленческих ведомств сопутствовала как внутренней реорганизации, так и отправке большего количества миссий в соседние государства. Централизация власти предопределила слияние Государственной Коллегии Иностранных дел с иными органами государственной власти и постоянные перераспределения функций и внешней политики, и территориального управления между ней и иными ведомствами. Как мы видим, данные институциональные процессы проходили вполне в русле развивавшейся имперской интеграции.
2. Император Павел I сделал первый шаг в сторону максимальной централизации управления через специальные институты власти, которые могли бы контролировать региональное чиновничество.
Единоначалие заключалось не только в том, что в центре создавались государственные органы, которые руководили деятельностью на местах. Единоначалие представляло собой, прежде всего иерархию должностей и выполняемых им обязанностей и единоличную ответственность за выполняемую деятельность: император один отвечал за управление Россией перед Богом, министр один отвечал перед императором за деятельность своего ведомства, губернатор единолично отвечал перед императором за управление своей губернией.
В свою очередь на местах создавалась вертикаль строго соподчиненных государственных органов по функциональному признаку и по сфере деятельности. Ослабленный коллегиальный порядок уступил место новому - министерскому, бюрократическому, создание которого было завершено Александром I.
1,500 руб.