ГлавнаяГотовые работы Этика Гомера, Гесиода и семи мудрецов. Этические воззрения Гомера, Гесиода, семи мудрецов

Готовый реферат

на тему:

«Этика Гомера, Гесиода и семи мудрецов. Этические воззрения Гомера, Гесиода, семи мудрецов»









Цена: 750 руб.

Номер: V253

Предмет: Этика

Год: 2007

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
1. Этика Гомера, Гесиода и семи мудрецов

Анализ ранних литературных памятников европейской культуры - поэм
Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Гесиода (конец VIII - качало VII в. до н.
э.), изречений Семи греческих мудрецов (VII - VI вв. до н. э.), которые
отразили разрушение родового строя и становление классовой цивилизации в
Греции, свидетельствует, что именно реальные коллизии социально-нравственного развития, в частности противоречия между благом
целого (племени, народа, сословия, полиса) и благом отдельных личностей,
явились предметом первых этических размышлений. Последовательное
рассмотрение названных источников показывает: этическое мышление
складывается и углубляется по мере того, как формируются абстрактные
моральные нормы, нарастает конфликт между ними и реальным поведением людей.
По мнению ряда исследователей, Гесиода отделяют от Гомера несколько десятилетий, не более ста лет. Однако различия между ними в интересующем нас плане являются поистине эпохальными. В дидактической поэме Гесиода "Труды и дни" нет и следа героической морали. Она носит последовательно назидательный, морализаторский характер, в ней отражена новая социально-нравственная ситуация. Гесиод принадлежит уже эпохе классовой цивилизации. Поэма "Труды и дни" представляет собой назидания младшему брату Гесиода Персею. Как известно, Персей после смерти отца возбудил дело о разделе наследства и, по-видимому подкупив знатных судей, сумел незаконно завладеть большей его частью. Гесиод сохранил лишь незначительное самостоятельное хозяйство.
Справедливость и труд у Гесиода имеют уже нормативный смысл и
определяют рамки должного поведения.
Следует, однако, заметить, что Гесиод выражает точку зрения
собственников. Сам беотийский крестьянин, он говорит от имени мелких
землевладельцев, чье существование зависит от трудолюбия, бережливости, а
также наличия твердой законной власти. Все это способствует сохранению и
умножению собственности, что является, согласно Гесиоду, главной задачей в жизни. Ей должно быть подчинено все: женитьба, число детей, общение с соседями, выбор рабов и слуг, а также товарищей - все должно вести к укреплению собственности. Посягательство на собственность, ее отторжение путем насилия и обмана являются тягчайшим преступлением. Вот почему гнев поэта направлен прежде всего против крупных
собственников, которые путем разрушительных войн, разбоев и обмана
стремятся увеличить свое богатство.
К Семи мудрецам по разным спискам относят 20 человек, но чаще всего Фалеса, Солона, Питтака, Бианта, а также Клеобула, Хилона, Периандра. Все они заняли видное положение в обществе не вследствие благородства происхождения или военных подвигов, а благодаря своему уму. Их особое положение среди современников было основано на ясном осознании целей и последствий проводимых ими реформ.
Они умели заглядывать далеко. Сведения о мудрецах носят смутный
характер, в значительной степени являясь легендой. Современниками нравственные требования, формулируемые мудрецами, рассматривались именно как выражение мудрости, силы разума.
Содержащиеся в памятниках раннегреческой литературы моральные
размышления лишены философского обоснования, они являются обобщением нормативных поисков обыденного морального сознания. Даже у Фалеса, одного из первых философов, моральные сентенции не связаны с его философским принципом. Однако в творчестве Семи мудрецов уже заложена в основных чертах та нормативная модель морального поведения, которая соответствует идеологии эксплуататорского класса и получает в последующей философии систематическое обоснование.



2. Этические воззрения Гомера, Гесиода, семи мудрецов

В поэмах Гомера наблюдается два ряда фактов, которые с точки зрения современного нравственного сознания представляют явный
парадокс. С одной стороны, герои Гомера выражают коллективистское начало, они принадлежат своему народу и борьба за благо народа является реальным смыслом их жизнедеятельности; они нравственны, ибо готовы стоять насмерть в этой борьбе. Отечество, слава воина, благо семьи составляют живую основу их поведения.
Нередко высказывается мнение, что поведение гомеровских героев нельзя считать нравственным. Например, поведение Ахилла, который из-за нанесенного ему оскорбления самоустраняется от битв и "злорадно" желает
ахейцам поражений, более того, через свою божественную мать Фетиду
насылает на них неудачи. Такой подход, на наш взгляд, слишком абстрактен;
сторонники его не учитывают следующих моментов. Во-первых, Ахилл, как
вождь племени, оскорбление своей чести, вполне естественно, рассматривает
как оскорбление чести племени, гнев Ахилла - не мелочный каприз, а, по
представлениям древних, нечто великое, достойное воспевания (вспомним
первую строчку "Илиады": "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса..."). Во-вторых,
Ахилл, как и все эпические герои, не считает, что выполнение общего дела
может быть сопряжено с индивидуальным ущербом, попранием личного
достоинства, т. е. он не приемлет самого разрыва между личным и
коллективным.
В-третьих, Ахилл желает неудач соотечественникам лишь до определенной степени, а именно до такой, чтобы они осознали, что не могут обойтись без него, что нельзя безнаказанно попирать честь героя и воина.
Словом, гнев и мотивированные им действия Ахилла находятся "целиком в русле героической морали". С другой стороны, в "Илиаде" и "Одиссее" мы не находим общеобязательных и безусловных норм поведения, строгого морального кодекса, отчужденных от реальных индивидов заповедей, неуклонное соблюдение которых считалось бы
критерием моральности. Даже любовь к родине, эта действительная основа
поведения героев Гомера, крайне редко выставляется в качестве
сознательного мотива. В современном понимании герои Гомера не обладают
моральным образом мыслей. Можно, например, считать Одиссея лжецом и
обманщиком, ибо вся его история является сплошной цепью хитростей (он
спаивает циклопа Полифема и выкалывает ему единственный глаз; выбирается из пещеры, спрятавшись под брюхом барана; благодаря своей изворотливости он проскакивает мимо сирен, что никому не удавалось, и т. д.). "...Кознодей, на коварные выдумки дерзкий..." - так характеризует Одиссея Афина Паллада. Но его можно назвать и морально безупречным, поскольку все эти хитрости способствовали преодолению трудностей на пути
возвращения на родину. Можно осудить Одиссея как прелюбодея, имея в виду его отношения с волшебницей Киркой и нимфой Калипсо. Но его можно и возвысить как преданного супруга, ибо сквозь все неисчислимые трудности и страдания он пронес чувство любви к Пенелопе. Для Одиссея просто не существует абстрактных правил, которые следует соблюдать во что бы то ни стало, для него существуют только реальные отношения к отчизне, жене, товарищам.
Самым нравственным из всех героев, который с особой любовью показан автором "Илиады", является Гектор, но и он нравствен по-особому: его позиция не является результатом выбора, она отличается
непосредственностью. Гектор в принципе одномерен. Основная нравственная
установка героя - быть защитником своего народа.
Итак, своеобразие моральной ситуации, описанной Гомером, состоит в том, что есть живые моральные индивиды - эпические герои, но нет моральной идеологии. Герои моральны в силу своих реальных общественных связей, без опосредствующей роли этической рефлексии, моральных норм и добродетелей, без какого бы то ни было страха и духовного принуждения. Их поведение предстает как свободное развертывание физических сил и естественно сложившихся человеческих обязанностей, настроений, симпатий и антипатий.
Объяснение этого феномена состоит в том, что индивид не противостоит коллективу, племени. В доклассовом обществе, последнюю стадию которого изображает Гомер, превалирует единство интересов кровнородственного коллектива, а примат общего над личным реализуется в сознательно волевых действиях развитых индивидуальностей, прежде всего представителей родовой знати. Как пишет А. Ф. Лосев, "личность здесь становится героем, который беззаветно предан своему народу и является его постоянным защитником и организатором".
У Гомера нет рассуждений о смысле жизни. Однако смысл действий Ахилла он раскрывает самым лучшим образом. Ахилл перед боем получает щит, изготовленный богами (Гефестом по просьбе Фетиды). Он круглый, на нем изображены Земля и небесные светила, два города - один в военное, другой в мирное время, пахотное поле, жатва, виноградник, воловье стадо, овечье стадо, танцы и игры, окаймляет все это океан. Тщательно описанный Гомером щит воспроизводит гармонию человеческой жизни во всех ее проявлениях. Ахилл идет на бой вдохновленный богами и ради того, что изображено на щите. Все его поступки совершаются во имя жизни и суть выражение ее полноты.
750 руб.

Похожие работы:

Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация 

Конец ХХ в. ознаменовался рядом событий, существенно изменивших облик современной цивилизации. Содержание данных ...

Всемирная торговая организация и Россия: плюсы и минусы членства (сотрудничества 

Тема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на страницах центральных газет обсуждается уже ...

Отличия нравственной позиции Гесиода от морали гомеровского эпоса 

Поэзия Гесиода ведет нас из мира гомеровских героев сразу в трезвый мир действительности, который прежде всего ...

Содержание поэм Гомера. Боги и герои в эпосе Гомера. 

Введение
ГОМЕР (Homeros), греческий поэт, соответственно традиции, автор Илиады {Іlіas) и Одиссеи (Odysseіa), двух больших ...

Поиск по базе выполненных нами работ: