В связи с Великой Октябрьской революцией в литературный язык хлынул поток просторечной, диалектной и жаргонной лексики. В 20-е годы проходит дискуссия «Язык революции или революция языка?», в 30-е – дискуссия о диалектизмах в языке литературы. Толковый словарь русского языка, вышедший в 1939 году под редакцией Д. Н. Ушакова, способствовал закреплению норм.
В 50-60-е годы уточнялись научные принципы культуры речи: объективная и нормативная точка зрения на язык, различение кодификации (как нормализаторской деятельности) и нормы (объективно-исторического явления). Издаётся «Грамматика русского языка» АН СССР (1953-54 гг.), выходят выпуски «Словаря русского литературного языка» в 17 томах, получившего Ленинскую премию, периодически печатаются сборники «Вопросы культуры речи» (вып. 1-8, 1955-67 гг.)
В Институте русского языка АН СССР открывается Сектор культуры речи, который возглавил Сергей Иванович Ожегов (1900-1964), на радио транслируются передачи «В мире слов», по телевидению идёт передача «Русская речь», а с 1967 года издаётся журнал с тем же названием.
Самостоятельной дисциплиной культура речи становится с 70-х годов ХХ века: у неё свои предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
Развиваются следующие теоретические направления:
• вариативность норм;
• функциональность в оценках нормативного характера;
• соотношение внешне- и внутрилингвистических факторов;
• место и роль литературных нормированных элементов в современном русском языке;
• изменения норм.
Культурно-речевая деятельность превращается из «запретительства» в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.
Сейчас риторика полноправно вошла в цикл гуманитарных дисциплин.
3.
Существует несколько определений риторики. Мы приведем два из них.
РИТОРИКА (греч. Rhetorike) –1. ораторское искусство, филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой.
2. - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ составляет базу риторики. Оратору необходимо обращаться к словарям и справочникам. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Также для работы над темой необходимо представление об ораторе, т.е. человеке, который выступает перед публикой.
ОРАТОР – вития, речистый человек, краснослов...
750 руб.
Значение и силу слова в предназначении человека отчетливее и глубже понимали, пожалуй, древние, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, более непосредственно соприкасавшиеся с тайной бытия. Вера людей в силу слова уходит далеко в глубь времен. На заре существования человечества вера эта проявлялась в магической силе первобытного заклинания и заговора.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», - написано в Евангелие (Иоанн. 1.1-5). Божественное Слово, Логос – дар, полученный лишь людьми среди всех живых существ. Пока слово, речь подвластны человеку, будет светить свет во тьме, и не поглотит его тьма.
Но развивался человек, развивалось и слово. Человек учился управлять силой слова. Постепенно это превратилось в науку, искусство, которое было подвластно не каждому. Люди научились использовать слово для влияния драг на друга. И тот считался сильнейшим, кто мог победить собеседника словом. Появилась целая система, позволяющая овладеть искусством управления словом. Система породила науку, которая стала называться Риторика – теория, мастерство и искусство красноречия.
Судьба риторики как науки богата взлетами и падениями. Но в современном мире искусство хорошо говорить востребовано. Оно приобретает все больше поклонников и заинтересовывает все большее количество людей.
К началу XXI века человек уже слишком многое увидел, прожил и пережил. Чтобы его представление о прекрасной речи осталось прежним, неизменным.
Идеальной, прекрасной в наше время вряд ли может считаться речь просто «красивая». Красота речи в наши дни это прежде всего функциональность, соответствие основной задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего – тем она совершенней. Цель будет достигнута, если выступающий привлечет внимание, пробудит мысли и эмоции слушателей (аудитории), получит отклик на свое высказывание.
2.
Родиной красноречия считается Эллада, в которой в 5 в. до н.э. развивалась рабовладельческая демократия. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Поэтому в древней Греции появляются платные учителя – софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. Именно Античная эпоха дала миру великих ораторов:
Перикла /490-429гг. до н.э./
Демосфена /384-322гг. до н.э./
Сократа /469-399гг. до н.э./
Платона /427-347гг. до н.э./
Цицерона /106-43гг. до н.э./
Риторические школы Древней Греции и Древнего Рима заложили основные разделы науки «Риторика» в европейской культуре, дошедшие до наших дней:
1. Источники красноречия: природные данные, одарённость оратора, его личностные качества и профессиональная выучка, овладение риторической системой, потребности, рожденные жизнью.
2. Философские обоснования права оратора на выступления, чтобы нести людям свои идеи, использовать в диалоге с аудиторией своё превосходство в мастерстве, во владении тайнами ремесла.
3. Род красноречия и виды речей: учебные, военные, судебные, деловые.
4. Три взаимосвязанных элемента риторики: этос - нравственное начало; логос-мысль, заключённая в речи, и слово, выражающее её; пафос-чувство, воодушевление, вложенное в речь.
5. Разделы риторики: инвенция (изобретение, работа над содержанием), диспозиция (расположение), элокуция (выражение мысли); меморио (запоминание), акцио (исполнение, произнесение речи).
Эпоха христианства отвергла античную культуру как языческую, однако использовала достижения риторики в развитии её новой отрасли - церковного (богословского) красноречия, или гомилетики. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях неизменно для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой, с верующими. Гомилетика носит ярко выраженный поучительный характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, совершенных Божьей матерью, о страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 году византийские и южнославянские риторические образцы. До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции: высокое уважение к словесному мастерству, нравственно-поучительный пафос, вера в то, что дар слова - великая добродетель, Божий дар, кротость и смирение в публичной речи и в беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести. Нормы русского языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Первые известные нам памятники отразили глубокое уважение к книжному делу: «Велика бо бываеть полза от учения книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержание от словес книжных. Се бо суть рекы напояюще вселеную, се суть исходящая мудрости, книгами бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы…»
Древние рукописные и последующие печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже свод законов «Русская правда», сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил живую речь.
Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к ХVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств.
В начале XX века активно развивается советское ораторское искусство, пропаганда, агитация. Выходят книги Е.А. Ножина "Советское ораторское искусство", Г.З. Апресяна "Ораторское искусство", хрестоматия "Об ораторском искусстве", издаётся серия "Лекторское мастерство", много внимания уделяется методике пропаганды и агитации.
750 руб.