Необходимость использования обоих типов данных при определении конечного рейтинга конкурентоспособности определяется тем, что чрезвычайно важны не только собственно экономические показатели, но реакция бизнеса на эти показатели, их восприятие и трактовка бизнесом. Данные Опроса Менеджеров призваны дополнять достоверные статистические данные, помогают сформировать целостную картину экономической ситуации в стране. Однако данные опроса менеджеров имеют все же меньшую достоверность, чем статистические выкладки, поэтому вводится специальная поправка: вес статистических данных составляет 1, а данных опроса - 0,64, то есть приблизительно две третьих.
Самый сложный этап - это подсчет стандартизированного значения для каждого из 290 анализируемых показателей. Методика подсчета, к сожалению, не раскрывается, поэтому ее невозможно оценить с точки зрения правильности и рациональности.
После получения стандартизированного значения для каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется моделирование конкурентоспособности.
Моделирование происходит следующим образом. Для каждой страны выделяется двадцать наиболее слабых показателей (по которым она имеет худший рейтинг). Затем реальное значение этих показателей заменяется на среднее по выборке из исследуемых 47 стран и определяется новый ранг страны в рейтинге конкурентоспособности. При моделировании конкурентоспособности не рассматриваются неподконтрольные человеку показатели (например, площадь пахотных земель или обеспеченность природными ресурсами). Таким образом, моделирование конкурентоспособности страны помогает определить, как изменится конкурентоспособность государства, если правительство сосредоточит усилия на улучшении 20 худших показателей.
За годы исследования конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства и факторов ее определяющих специалистами института были разработаны "золотые правила" конкурентоспособности, следую которым страна добьется повышения или сохранения своей конкурентоспособности. Формулируются они в таком порядке:
• 1. Стабильное и предсказуемое законодательство;
• 2. Гибкая структура экономики;
• 3. Инвестиции в традиционную и технологическую инфраструктуру;
• 4. Стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций;
• 5. Повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций;
• 6. Улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;
• 7. Взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов;
• 8. Сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;
• 9. Крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих;
• 10. Баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений (то есть наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должна существовать национальная идея, национальное самоопределение)[3].
4 РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН МИРА
Согласно отчету по глобальной конкурентоспособности 2008гг., обнародованном Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum), США вновь возглавили рейтинг конкурентоспособности стран (табл. 4.1). Следует отметить, что отчет опирается на данные, собранные до проявления признаков финансового кризиса. Глобальный индекс конкурентоспособности 2008 г.
Тадлица 4.1 – Рейтинг конкурентоспособности стран мира
Место Страна Оценка Место в 2007 г.
1 США 5,74 1
2 Швейцария 5,61 2
3 Дания 5,58 3
4 Швеция 5,53 4
5 Сингапур 5,53 7
6 Финляндия 5,50 6
7 Германия 5,46 5
8 Нидерланды 5,41 10
9 Япония 5,38 8
10 Канада 5,37 13
Швейцария находится на второй позиции, за ней следуют Дания, Швеция и Сингапур. В первой десятке доминируют европейские страны: 6-е, 7-е и 8-е места заняли Финляндия, Германия и Нидерланды соответственно. Великобритания, продолжая демонстрировать высокие показатели конкурентоспособности, тем не менее, спустилась на три позиции в рейтинге и оказалась вне десятки лидеров, в основном, из-за ухудшения ситуации на финансовых рынках.
Китай лидирует среди крупных развивающихся стран: в рейтинге он поднялся на 4 позиции и вошел в первые тридцать стран списка. Все страны группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) находятся в верхней половине рейтинг. Китаю уступают Индия, Россия и Бразилия.
Сильные позиции в рейтинге занимает ряд стран Азии. В первую "двадцатку" вошли Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань. В Латинской Америке лидирует Чили, ему уступают Панама, Коста-Рика и Мексика. Ряд стран региона Ближнего Востока и Северной Африки вошли в верхнюю половину рейтинга: Израиль, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Тунис.
Россия заняла в рейтинге 51-ю позицию, поднявшись по сравнению с 2007г. на 7 позиций. Основные преимущества России заключаются в большом объеме рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть). "Нестабильность финансовых рынков вынуждает страны, как никогда раньше, концентрироваться на факторах, лежащих в основе экономического роста и развития. В течение многих лет Всемирный экономический форум играет в этом процессе важную роль, детально оценивая потенциал стран мира. Отчет по глобальной конкурентоспособности 2008гг. является для политиков и бизнесменов важным инструментом при формировании экономической политики и проведении институциональных реформ", - полагает основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума Клаус Шваб.
Основным рейтингом в отчете по глобальной конкурентоспособности является индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI). GCI включает 12 критериев конкурентоспособности и представляет собой всеобъемлющую оценку, своего рода "ландшафт конкурентоспособности", стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития. Оценочными критериями являются состояние общественных институтов, инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, показатель здоровья нации и уровень начального, высшего образования и профессиональной подготовки, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, степень развития финансового рынка, технологический уровень, объем рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие конкурентоспособности 4
2 Правило ромба для конкурентных преимуществ 7
3 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств 8
4 рейтинг конкурентоспособности стран мира 11
5 Конкурентоспособность страны и рынок ценных бумаг 14
Список использованной литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется огромное количество показателей, отражающие все стороны работы государства и предприятий страны.
1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Национальное процветание не наследуется — оно создается. Национальное про¬цветание не вырастает просто из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это на¬стойчиво утверждается в классической экономике.
Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее про¬мышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытывае¬мого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентам. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.
В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых мас¬штабах все возрастает, роль государств становится все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Различия в национальных ценностях, в культуре, структуре экономики, в существующих ор¬ганизациях и историческом развитии — все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в струк¬туре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.
Эти выводы явились результатом четырехлетнего исследования структуры ус¬пешной конкуренции для десяти стран, лидирующих в области мировой торговли; они находятся в противоречии с общепринятыми представлениями о многих компаниях и правительствах, превалирующими в настоящее время в США. В соответствии с доминирующими пред¬ставлениями самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособ¬ность, являются стоимость рабочей силы, процентные ставки, курсы валют и вы¬сокий уровень развития экономики. Сегодняшние лозунги компаний — это слияние, создание альянсов, стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная глобализация деятельности.
Национальная конкурентоспособность стала одним из центральных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, до настоящего времени не существует убедительной теории, объясняющей конкурентоспособность в национальных масштабах. Более того, не существует даже общепринятого определения понятия конкурентоспособности применительно к стране. И если понятие конкурентоспособной компании оказывается совершенно ясным, этого нельзя сказать о понятии конкурентоспособной страны.
Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Другие высказывают соображение, что конкурентоспособность возникает в результате наличия дешевой и находящейся в избытке рабочей силы. Еще один взгляд на данный вопрос связывает конкурентоспособность с богатыми природными ресурсами. В последнее время предпочтение отдают утверждению о том, конкурентоспособность управляется политикой правительства: целенаправленность, защита, облегчение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников до исключительного в мировых масштабах уровня.
И, наконец, еще одно популярное объяснение различной конкурентоспособности стран состоит в различной практике управления, включая взаимоотношения между давлением и рабочей силой. Проблема здесь, однако, состоит в том, что различные отрасли промышленности требуют различных подходов к управлению.
Может быть, конкурентоспособная страна — это такая, для которой валютный курс обеспечивает конкурентоспособные цены на товары на мировом рынке? Или конкурентоспособная страна имеет большой положительный баланс в торговле? Следует ли считать конкурентоспособной страну с низкой стоимостью рабочей силы?
Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне — это производительность. Основная цель каждого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала. Производительность — это основной детерминант долгосрочного стандарта жизни; это основной источник национального дохода на душу населения, Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает заработную плату; производительность использования капитала задает доходы, получаемые его владельцами. Уровень жизни для конкретной нации зависит от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности — и повышать производительность с течением времени. Постоянный рост производительности требует постоянного совершенствования экономики. Национальные компании должны постоянно повышать производительность в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей новых потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции или же повышения эффективности производства. Они должны развивать и совершенствовать свойства, необходимые для конкуренции во все более сложных сегментах отрасли, в которых производительность обычно высока. И наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых, сложных отраслях[1].
То есть, конкурентоспособность национальной экономики – многостороннее понятие, которое из приведенных выше причин до нынешних дней не нашло даже общепринятого универсального формирования в экономической смысле. Сегодня требования большинства специалистов по вопросам конкурентоспособности стран в большей мере удовлетворяет определение, данное Комиссией по промышленной конкурентоспособности при президенте США: «Мера возможности страны в условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые соответствуют мировым требованиям при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан»[2].
750 руб.
1 Майкл Портер. – Конкуренция.: Пер. с англ., - М.: издательский дом «Вильямс», 2002.- 496 с.
2 Шнипко О. С. – Национальная конкурентоспособность: сущность, проблемы, механизмы реализации. – К.: Нучная мысль, 2003. – 334 с.
3 Борисенко З. М. Основы конкурентной политики: Учебник. – К.:Таксон, 2004. – 704 с.
4 Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов / Под. ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 399 с.
5 Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов . – Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 2000. – 352 с.
6 Бердникова Т.Д. Рынок ценных бумаг. – М: ИНФРА-М, 2002. – 278 с.
750 руб.