Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии . Таким образом, экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе; Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений о живой природе у дошкольников; Г.В. Шейнис показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление; С.Д. Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты.
Представляется целесообразным начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, ибо именно в детстве закладываются основы отношения человека к миру вообще и к живой природе в частности. Субъектами экологического обучения должны стать дети всех возрастов. Как показывает опыт, средняя школа не уделяет должного внимания экологическому образованию (в лучшем случае учителя биологии ведут небольшой раздел "Экология") и тем более воспитанию. Такой подход может в будущем привести не только к ошибкам в хозяйственной деятельности, но и к потере здоровья граждан (курение, алкоголь, наркотики, злоупотребление пивом, беспорядочный секс).
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Недостаточность разработанности этих проблем определяется тем, что, несмотря на исследования последнего десятилетия, посвященным формированию экологической культуры ребенка в учебной и внеучебной деятельности (С.А. Бабенковой, В.А. Игнатовой, О.В. Котко, Л.А. Чистяковой и др.), в них не нашел своего достаточного отражения личностно ориентированный подход в образовании. Необходимость его реализации объективно обусловлена развитием педагогической теории и практики.
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и практически проверить возможность формирования положительного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с темой и целью работы нами был определен объект исследования – формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к природе.
Наше исследование строилось на предположении о том, что положительное отношение к природе можно считать сформированным, если у детей проявляется стойкий интерес к природе, способность к положительному эмоциональному ее воспитанию.
В соответствии с целью и гипотезой нами были определены основные задачи исследования:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2.раскрыть сущность и значение экологического воспитания дошкольников;
3.выявить психолого-педагогические основы положительного отношения к природе у средних дошкольников;
4.разработать и практически проверить технологию формирования у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к природе.
Теоретическая база опыта:
• Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова).
• Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).
•Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение экологического воспитания дошкольников 7
1.1Сущность и значение экологического воспитания дошкольников 7
1.2Различные подходы к понятию «экологического воспитания» в педагогике 11
1.3 Формирование положительного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2.Содержание, формы и методы работы по формированию положительного отношения к природе у дошкольников 23
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 23
2.2 Формы, методы и приемы, используемые для формирования положительного отношения к природе у средних дошкольников 31
2.3 Эффективность проведения 47
Выводы по главе 2 49
Список литературы 51
Приложение 54
3,000 руб.
В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Слово “экология”, природа сегодня понятно и взрослым, и детям. Посмотрите вокруг себя на вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, на грязные дворы, на взрослых, которые моют машины на берегах водоемов, сливают в них мазут, бросают мусор, на пылающие костры, на дымящие трубы. Все это только часть того глобального загрязнения, которое изо дня в день, из года в год увеличивается.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
-познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
-эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
-оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
-формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
-формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
-экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
В нашем исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и значение экологического воспитания дошкольников, выявили психолого-педагогические основы положительного отношения к природе у средних дошкольников, после чего разработали и практически проверили технологию формирования у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к природе, в результате чего были получены положительные результаты и отмечена динамика в развитии представлений детей о природе и формировании у них положительного отношения к природе
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что положительное отношение к природе можно считать сформированным, если у детей проявляется стойкий интерес к природе, способность к положительному эмоциональному ее воспитанию.
3,000 руб.
1.Абрамян Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным.// Экология и жизнь. 1998, № 3. – с.16-18.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.:Питер,2001. - 288с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4.“Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве” и “Прогулки в природу” Авторы: С. Н. Николаева авторов В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич, издательство: Просвещение
5.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
6.«Дошкольное воспитание», журнал №7-1995. с.68-69
7.Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
8.Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
9.Журнал “Дошкольное воспитание”, №10, статья Комаровой Т. С.
10.Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.
11.Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А. “Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности”.
12.Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай личность!”.
13.Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Развитие ребенка – в ваших руках.: Кн. полезных советов для родителей. воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. – М.: Новая школа 2000. – 33 с
14.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
15.Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983
16.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. «Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах», изд-во «Феникс», М.2002г, 256с.
17.Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, М. 2002г
18.Козлова С.А., Куликова Т.А «Дошкольная педагогика. 5-е изд., испр.» Издательство : Academia, М.2004, 416с
19. Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова).
20.Книга для воспитателей детского сада - Золотовой Е.И. "Знакомим дошкольников с миром животных", Москва, "Просвещение", 1995. Под редакцией канд. пед. наук Виноградовой Н.Ф.)
21.Мухина В.С. Психология дошкольника.-М.:Просвещение,75г. стр.216-218
22.Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Экология и жизнь. 1997, № 2-3. – с.18-21.
23.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000
24.Нисканен Л.Г., Шаграева О. А., Родина Е.В. и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», учебное пособие, изд-во «Гриф», М.2002, 208 с
25.Николаева C.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» Учебное пособие, 3-е изд., перераб., М.2005, 224с
26. Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).
27.Педагогика раннего возраста: Учебное пособие. /Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина_- М.: Академия,1998
28.Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968.
29.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
30.Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
31.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
32.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.
33.Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
34.Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
35.Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
36.Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.
37.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
38.Рябова Е.В. Наглядно, доступно, просто.// Экология и жизнь. 1999, № 4 – с.25-26.
39.Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
40.Юлина Н.С. Главная дисциплина в системе экологического образования – философия.// Экология и жизнь. 2001, № 3. – с.29-30.
41.Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
3,000 руб.