Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, делают особо актуальным проблему развития и воспитания у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», доброжелательности к окружающим, выявления уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка нравственных качеств личности. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Все это является составляющими параметрами доброжелательности.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Взаимоотношения рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.
Признание игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, т.е. деятельности, позволяет рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью игровых действий, ролей, игровых предметов и замещения.
Мы считаем, что процесс формирования доброжелательных, положительных взаимоотношений детей посредством совместной игры в коллективе дошкольников недостаточно освещен и разработан, поскольку изучение отдельных сторон целостного процесса не может в полной мере отразить его сути и своеобразия. Исходя из обозначенной проблемы, нами была сформулирована цель исследования: провести исследование взаимодействия ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности и разработать систему занятий и упражнений, направленных на формирование положительных, дружеских взаимоотношений в совместной игровой деятельности дошкольников.
Объектом является взаимодействие ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности.
Предметом исследования выступают условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить значения взаимоотношений в коллективе для процесса развития дошкольников.
2. определить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместной игровой деятельности;
3. рассмотреть характеристика игровой деятельности дошкольников;
4. выявить особенности развития взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности;
5. провести экспериментальное исследование взаимодействия ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности
6.подобрать и апробировать систему педагогического сопровождения на развитие взаимодействия детей 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности с последующим выявлением их эффективности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование в процессе обучения в ДОУ подобранные занятия с применением игр процесс формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе старших дошкольников будет эффективным и окажет положительное влияние на взаимодействие ребенка со сверстником 5-го года жизни.
Социальная и практическая значимость проведенного исследования. Разработаны методические основы процесса формирования доброжелательных взаимоотношений в процессе совместной игровой деятельности у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассмотрена система занятий с применением сюжетно-ролевых игр, направленная формирования начал доброжелательных отношений и общения дошкольников. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений, в процессе повышения квалификации педагогов и на этапе обучения студентов в ВУЗах.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нашем исследовании была достаточно систематизировано и подробно рассмотрена проблема формирования положительных взаимоотношений детей 5-го года жизни со сверстниками, представлены экспериментальные доказательства эффективности апробированной нами методики формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе ДОУ № 319 г. Москвы в период с января 2009 по февраль 2009 г. В экспериментальной работе принимали участие 8 детей дошкольного возраста (4-5лет).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы взаимодействия ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов 6
1.1 Доброжелательные отношения как часть гуманных отношений 6
1.2 Характеристика игровой деятельности дошкольников. Взаимосвязь игры и общения детей дошкольного возраста 8
1.3 Развитие взаимоотношений дошкольников в игровой
деятельности 11
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия ребенка 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности 19
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 19
2.2Особености взаимодействия детей 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности 20
2.3Педагогическое сопровождение на развитие взаимодействия детей 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности 26
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 39
1,200 руб.
Оптимизировав опыт психологов, педагогов, занимавшихся изучением проблемы формирования взаимодействия детей 5-го года жизни в процессе игровой деятельности, нами были рассмотрены теоретические аспекты изучаемой темы: определены взаимоотношения в коллективе как важный фактор психического развития дошкольника, рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников и выявлено значение игровой деятельности в формировании дружеских взаимоотношений у дошкольников. На основании полученных теоретических знания нами было проведено экспериментальное исследование коллективных взаимоотношений дошкольников при помощи социометрической методики «Секрет» и игры «Играй с кем хочешь».
В результате были получены данные, указывающие на то, что в группе дошкольников отношения между детьми не равные – есть и лидеры – дети, с которыми все хотят играть, дружить и общаться, которые считаются самыми успешными и идеальными для остальной группы и отверженные – изгои группы – те, с кем никто не хочет дружить и играть, о которых негативно отзываются как сами дошкольники, так и педагог-воспитатель. Полученные результаты определили необходимость подбора занятий, направленных на формирование дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, включающих спортивные и подвижные игры и упражнения.
Для проведения работы по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников 5-го года жизни со сверстником в совместной игровой деятельности мы подобрали серию занятий, включающей игровые упражнения и сюжетно-ролевые игры, которые были направлены на развитие коммуникативных способностей и качеств детей, умение распознавать эмоции других детей и владеть своими чувствами, позитивно относиться к окружающим, умение сопереживать и сотрудничать.
После проведения обучающей работы нами было проведено повторная беседы с воспитателей группы, в результате который мы выяснили, что проведенная нами работы оказала положительное влияние на развитие позитивного общения и взаимоотношений и взаимодействия дошкольников. Таким образом, мы можем сказать, что подобранные нами занятия и игры оказались действенными и эффективными.
Следовательно, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель. В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что использование в процессе обучения в ДОУ подобранные занятия с применением игр процесс формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе старших дошкольников будет эффективным и окажет положительное влияние на взаимодействие ребенка со сверстником 5-го года жизни.
1,200 руб.
1. Абраменкова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1981. 58с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1988. –429с.
3. Антонова Г.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1983.55с.
4. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. 64с.
5. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. М.1998г, 275с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968,368с.
7. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983, 285с.
8. Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Вакуленко; Шадр. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2000.-22 c.
9. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969, 254с.
10. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. - М., 1993, 195с.
11. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979,346с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1961. — № 2. — С. 74
13. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные отношения ребенка. – М., 1994, 147с.
14. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997,85с.
15. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности. Дис. …канд.пед.наук - М., 1994. – 166 с.
16. Деятельность и взаимоотношение дошкольников / Под ред. Репиной Т. А. - М., 1987, 264с.
17. Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под редакцией Р.С. Буре. М., 1997, 186с.
18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1990,213с.
19. Запорожец А. В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / Запорожец А. В., Неверович Я. З. // Вопросы психологии. - 1974. №6,64с.
20. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7,58с.
21. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание.- 1981, №11, 61с.
22. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1, 73с.
23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). – Минск, 1976, 186с.
24. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В.В.Рубцова. – М., 1996,297с.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. - М.,2001, 318с.
26. Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981.,349с.
27. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978, 312с.
28. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986, 218с.
29. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.
30. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. – М., 1989, 195с.
31. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988, 297с.
32. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. М.1985г.152с.
33. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979. 164с.
34. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 96 с.
35. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.: Гос. изд-во, - 1980, 305с.
36. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4, 264с
37. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
1,200 руб.