Некоторые профессии с трудом поддаются формализованному описанию. В особенности это справедливо по отношению к профессиям типа «человек-человек» или, как их еще называют, социономическими профессиям. Они, как правило, характеризуются тесным контактом с различными категориями людей, многофункциональностью обязанностей, разнообразием социальных отношений, отсутствием стереотипов. Этот тип деятельности пронизан человеческими отношениями, они являются стержнем профессии.
Яркими примерами социономических профессий являются профессии и специальности в органах внутренних дел. Вся деятельность ОВД представляет собой сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений: оперуполномоченный уголовного розыска и разыскиваемый правонарушитель; следователь и подозреваемый; сотрудник уголовно-исполнительной системы и осужденный. Своеобразной вершиной социономических профессий является профессия участкового инспектора милиции, для которой характерно постоянное общение с населением, проживающим на территории административного участка.
Сотруднику ОВД приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти. В этой связи очень важными являются психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел и возможности использования положительного опыта психолого-педагогической подготовки кадров полиции царской России и зарубежных стран в обучении и воспитании сотрудников органов внутренних дел России на современном этапе. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы – определить, в чем состоят психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной России и зарубежных стран.
Задачи данной работы: определить, что собой представляла организация подготовки и воспитания кадров полиции в дореволюционной России; определить психолого-педагогические проблемы организации и деятельности службы полиции за рубежом; выяснить, каковы возможности использования положительного опыта психолого-педагогической подготовки кадров полиции царской России и зарубежных стран в обучении и воспитании сотрудников органов внутренних дел России на современном этапе.
При написании данной работы были использованы работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам деятельности сотрудников органов внутренних дел, таких авторов, как В.С. Крылов, Ю.В. Наумкин, А.Ф. Дунаев, М.И. Сизиков, и других. Нужно отметить, что в работах названных авторов достаточно обстоятельно рассматриваются интересующие нас вопросы.
750 руб.
Введение 3
1. Подготовка и воспитание кадров полиции в дореволюционной России 5
2.Психолого-педагогические проблемы организации и деятельности службы полиции за рубежом 8
3. Возможности использования положительного опыта психолого-педагогической подготовки кадров полиции царской России и зарубежных стран в обучении и воспитании сотрудников ОВД России на современном этапе. 14
Практическое задание 10 16
Заключение 17
Список использованной литературы 19
750 руб.
Что касается дореволюционного опыта подготовки кадров, во времена правления императора Николая I были приняты меры по организации общей и профессиональной подготовки сотрудников полиции. В 1838 году унтер-офицерам полиции Санкт-Петербурга представляется возможность после сдачи соответствующего экзамена получить первый классный чин, то есть стать чиновником 14-го класса. Это освобождало от телесных наказаний и давало право на повышение жалованья в два раза. Право на сдачу экзамена предоставлялось при безупречной службе унтер-офицера.
Экзаменующийся должен был показать знание «Краткого ка-техизиса», то есть основных положений и норм морали христианского учения, умение бегло и грамотно читать и писать, выполнять арифметические действия. Он обязан был знать инструкции для квартального надзирателя, правила ведения служебной переписки и статистического учета правонарушений, а также «порядок, соблюдаемый при отыскании людей, укрывающихся от полиции», и «правила первоначальных следственных действий».
Порядок отбора кандидатур и программа экзаменов для полицейских унтер-офицеров были утверждены императором. Не сдавший экзамен в первый раз имел право на вторую попытку. Сдача экзамена третий раз запрещалась.
Для улучшения деятельности столичной полиции и повышения престижа должности полицейского на службу в санкт-петербургскую полицию были приглашены выпускники привилегированного, одного из лучших учебных заведений страны, Училища правоведения.
Иными словами, государство стало уделять больше внимания подготовке кадров полиции и стало напрямую связывать уровень образованности сотрудника полиции с продвижением его по службе, что необходимо, на наш взгляд, взять на вооружение в подготовке кадров органов внутренних дел современной России.
А кроме того, в обучении кадров органов внутренних дел необходимо уделять повышенное внимание изучению поведения людей в различных жизненных ситуациях, как-то, поведения людей в ситуациях, включающих психические заболевания, отставание в умственном развитии, симптомы алкоголизма и наркомании, физические и психические отклонения от нормы, этические проблемы (основы этики, морали, профессионализма, демократии), феномен группового поведения (психология поведения толпы и методов управления ею).
В области установления взаимоотношений с гражданами психологическое обучение должно быть направлено на приобретение навыков, которые должны помочь сотруднику ОВД избежать конфликтов в процессе общения или правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
Программы обучения методам разрешения конфликтов должны быть направлены на вооружение полицейского знаниями и навыками в области психологии межличностных отношений, вербальных и невербальных методов общения, методов проведения опросов и бесед, аномального поведения, разрешения конфликтов и снятия стрессов. Методика обучения должна включать в себя лекции, дискуссии, смоделированное вмешательство в сочетании с видеозаписью и последующей демонстрацией процесса вмешательства. При изучении методов разрешения конфликтов приобретаются навыки психологического общения с жертвами насилия, с психически больными людьми.
750 руб.
1. Крылов В.С. Организация профессиональной подготовки сотрудников полиции зарубежных стран. В книге: Организация управления ОВД зарубежных стран. М., 1981.
2. Органы и войска МВД России. Под ред. В.И. Воронцова, Л.П. Головнева. М., 1996.
3. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. М., 1992.
4. Психология. Педагогика. Этика. Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 1999.
5. Сизиков М.И. История полиции России: (1718 – 1917 гг.). Становление и развитие общей регулярной полиции в России 18-го века. М., 1992.
6. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718 – 1917 гг.). М., 1992.
750 руб.