ГлавнаяГотовые работы Полный конспект лекций по дисциплине Правоведение.

Готовая лекция

на тему:

«Полный конспект лекций по дисциплине Правоведение.»









Цена: 500 руб.

Номер: V42086

Предмет: Право

Год: 2009

Тип: лекции

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

1.Общие вопросы государства и права.
Раздел содержит основные знания в области государства и права.
Целью раздела является изучение студентами современных проблем юридической науки, правотворческой и правоприменительной деятельности, анализа государственно – правовых институтов, форм, типологий и функций государства, системы права и системы законодательства, рассмотрение правосознания и правовой культуры общества, а так же обзор отдельных отраслей российского права.
1.1. Учение о государстве. Понятие, признаки государства. Сущность государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Целесообразнее всего определять государство исходя из его обязательных признаков.
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в обществе, обладающая аппаратом управления и принуждения и монопольным правом на издание законов, имеющих обязательную силу на всей территории и для всего населения.
Выделим основные признаки государства.
1.Население и территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени: уменьшаться в результате поражения в войне, или увеличиваться в процессе экспансии, или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше, водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть.
На территории государства проживает население.
Население – это человеческое общество, проживающее на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец».
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, определяющая их взаимные права и обязанности.
Понятия «население» и «народ» («нация») - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о “носителе суверенитета и единственном источнике власти” в государстве (например, п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года).
2. Публичная власть (государственная).
Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле.
Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа – подчинить своей воле людей, используя различные методы, в том числе метод принуждения.
Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.
Для устойчивости государственной власти, её способности принимать решения и проводить их в жизнь – власти необходимо быть легитимной. Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
В нашем случае легитимность власти означает:
 законность;
 поддержку населением;
 международное признание.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум и др.
Публичной государственная власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Неразрывная связь государства и права.
С появлением государства, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.
Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Система налогообложения для поддержания государственной власти.
Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел.
В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.
6. Государство имеет внешнюю символику и атрибутику – это герб, флаг, гимн, столицу.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.
Сущность государства — смысл, главное глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Сущность государства определяется выполняемой им ролью и социальным назначением в обществе.
Проблема сущности государства затрагивает классовые общенародные интересы.
Сущность классовых государств – это отстаивание классовых интересов. Государство в этой связи понимается как аппарат насилия, осуществляющий господство одного класса над другим в классовом обществе.
Сущность права предопределена сущностью государства. Право в классовом государстве – это воля класса, возведенная в закон.
Классовая сущность государства прослеживается в его классовых функциях:
- охрана частной собственности,
- удержание в повиновении население,
- идеологическая функция,
- ведение захватнических войн,
- осуществление политической и экономической экспансии.
Классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, одно из его начал. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу. Оно основано на демократических принципах, выражает интересы различных социальных слоев и групп населения.
Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.
Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом.
Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов.
1.1.1. Теории происхождения государства
Теория – это система обоснованных предположений об определенном объекте материального мира.
Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).
Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Бол признавался в качестве творца государства, Правители рассматривались как наместники бога на земле.
Согласно патриархальной теории государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон - противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство. Аристотель считал, что человек – это существо общественное, которое стремится к объединению, к образованию патриархальной семьи. Разрастание и увеличение количества таких семей приводит к образованию государства.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время — во времена буржуазных революций XVII — XVIII веков. Основные представители: Ж.-Ж. Руссо, Томас Гоббс, ДЖ. Локк, Спиноза. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 — 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати.
Таким образом, согласно этой концепции, государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена
500 руб.

Похожие работы:

Поиск по базе выполненных нами работ: