Готовая лекция
на тему:«Полный конспект лекций по дисциплине Правоведение.»
Цена: 500 руб.
Номер: V42086
Предмет: Право
Год: 2009
Тип: лекции
Отзывы
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Мы стали Магистрами)))
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
1.Общие вопросы государства и права.
Раздел содержит основные знания в области государства и права.
Целью раздела является изучение студентами современных проблем юридической науки, правотворческой и правоприменительной деятельности, анализа государственно – правовых институтов, форм, типологий и функций государства, системы права и системы законодательства, рассмотрение правосознания и правовой культуры общества, а так же обзор отдельных отраслей российского права.
1.1. Учение о государстве. Понятие, признаки государства. Сущность государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Целесообразнее всего определять государство исходя из его обязательных признаков.
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в обществе, обладающая аппаратом управления и принуждения и монопольным правом на издание законов, имеющих обязательную силу на всей территории и для всего населения.
Выделим основные признаки государства.
1.Население и территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени: уменьшаться в результате поражения в войне, или увеличиваться в процессе экспансии, или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше, водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть.
На территории государства проживает население.
Население – это человеческое общество, проживающее на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец».
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, определяющая их взаимные права и обязанности.
Понятия «население» и «народ» («нация») - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о “носителе суверенитета и единственном источнике власти” в государстве (например, п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года).
2. Публичная власть (государственная).
Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле.
Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа – подчинить своей воле людей, используя различные методы, в том числе метод принуждения.
Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.
Для устойчивости государственной власти, её способности принимать решения и проводить их в жизнь – власти необходимо быть легитимной. Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
В нашем случае легитимность власти означает:
законность;
поддержку населением;
международное признание.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум и др.
Публичной государственная власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Неразрывная связь государства и права.
С появлением государства, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.
Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Система налогообложения для поддержания государственной власти.
Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел.
В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.
6. Государство имеет внешнюю символику и атрибутику – это герб, флаг, гимн, столицу.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.
Сущность государства — смысл, главное глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Сущность государства определяется выполняемой им ролью и социальным назначением в обществе.
Проблема сущности государства затрагивает классовые общенародные интересы.
Сущность классовых государств – это отстаивание классовых интересов. Государство в этой связи понимается как аппарат насилия, осуществляющий господство одного класса над другим в классовом обществе.
Сущность права предопределена сущностью государства. Право в классовом государстве – это воля класса, возведенная в закон.
Классовая сущность государства прослеживается в его классовых функциях:
- охрана частной собственности,
- удержание в повиновении население,
- идеологическая функция,
- ведение захватнических войн,
- осуществление политической и экономической экспансии.
Классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, одно из его начал. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу. Оно основано на демократических принципах, выражает интересы различных социальных слоев и групп населения.
Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.
Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом.
Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов.
1.1.1. Теории происхождения государства
Теория – это система обоснованных предположений об определенном объекте материального мира.
Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).
Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Бол признавался в качестве творца государства, Правители рассматривались как наместники бога на земле.
Согласно патриархальной теории государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон - противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство. Аристотель считал, что человек – это существо общественное, которое стремится к объединению, к образованию патриархальной семьи. Разрастание и увеличение количества таких семей приводит к образованию государства.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время — во времена буржуазных революций XVII — XVIII веков. Основные представители: Ж.-Ж. Руссо, Томас Гоббс, ДЖ. Локк, Спиноза. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 — 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати.
Таким образом, согласно этой концепции, государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена
Раздел содержит основные знания в области государства и права.
Целью раздела является изучение студентами современных проблем юридической науки, правотворческой и правоприменительной деятельности, анализа государственно – правовых институтов, форм, типологий и функций государства, системы права и системы законодательства, рассмотрение правосознания и правовой культуры общества, а так же обзор отдельных отраслей российского права.
1.1. Учение о государстве. Понятие, признаки государства. Сущность государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Целесообразнее всего определять государство исходя из его обязательных признаков.
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в обществе, обладающая аппаратом управления и принуждения и монопольным правом на издание законов, имеющих обязательную силу на всей территории и для всего населения.
Выделим основные признаки государства.
1.Население и территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени: уменьшаться в результате поражения в войне, или увеличиваться в процессе экспансии, или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше, водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть.
На территории государства проживает население.
Население – это человеческое общество, проживающее на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец».
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, определяющая их взаимные права и обязанности.
Понятия «население» и «народ» («нация») - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о “носителе суверенитета и единственном источнике власти” в государстве (например, п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года).
2. Публичная власть (государственная).
Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле.
Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа – подчинить своей воле людей, используя различные методы, в том числе метод принуждения.
Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.
Для устойчивости государственной власти, её способности принимать решения и проводить их в жизнь – власти необходимо быть легитимной. Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
В нашем случае легитимность власти означает:
законность;
поддержку населением;
международное признание.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум и др.
Публичной государственная власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Неразрывная связь государства и права.
С появлением государства, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.
Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Система налогообложения для поддержания государственной власти.
Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел.
В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.
6. Государство имеет внешнюю символику и атрибутику – это герб, флаг, гимн, столицу.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.
Сущность государства — смысл, главное глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Сущность государства определяется выполняемой им ролью и социальным назначением в обществе.
Проблема сущности государства затрагивает классовые общенародные интересы.
Сущность классовых государств – это отстаивание классовых интересов. Государство в этой связи понимается как аппарат насилия, осуществляющий господство одного класса над другим в классовом обществе.
Сущность права предопределена сущностью государства. Право в классовом государстве – это воля класса, возведенная в закон.
Классовая сущность государства прослеживается в его классовых функциях:
- охрана частной собственности,
- удержание в повиновении население,
- идеологическая функция,
- ведение захватнических войн,
- осуществление политической и экономической экспансии.
Классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, одно из его начал. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу. Оно основано на демократических принципах, выражает интересы различных социальных слоев и групп населения.
Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.
Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом.
Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов.
1.1.1. Теории происхождения государства
Теория – это система обоснованных предположений об определенном объекте материального мира.
Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).
Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Бол признавался в качестве творца государства, Правители рассматривались как наместники бога на земле.
Согласно патриархальной теории государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон - противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство. Аристотель считал, что человек – это существо общественное, которое стремится к объединению, к образованию патриархальной семьи. Разрастание и увеличение количества таких семей приводит к образованию государства.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время — во времена буржуазных революций XVII — XVIII веков. Основные представители: Ж.-Ж. Руссо, Томас Гоббс, ДЖ. Локк, Спиноза. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 — 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати.
Таким образом, согласно этой концепции, государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена
500 руб.
Похожие работы:
1. 1. Деньги, денежное обращение, денежная система. Раздел посвящен изучению природы возникновения, сущности, ...
Поиск по базе выполненных нами работ:
Разделы по направлениям
Готовые дипломы по специальностям
Готовые работы по предметам