Введение 3
I. Понятие и правовая характеристика принципов права социального обеспечения 9
1.1. Эволюция становления принципов права социального обеспечения 9
1.2.Классификация принципов права социального обеспечения 18
1.3.Совершенствование принципов права социального обеспечения 26
II. Специфика отдельных видов права социального обеспечения 32
2.1. Общеправовые принципы права социального обеспечения 32
2.2. Межотраслевые принципы права социального обеспечения 34
2.3. Отраслевые принципы социального обеспечения 48
2.4. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения 53
2.5. Анализ судебной практики 55
Заключение 62
Список использованной литературы 65
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. Ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, является весьма актуальной и востребованной в практике российского Конституционного Суда.
Гарантированность социального обеспечения рассматривается не как безусловное требование предоставления любому человеку любого вида социального обеспечения, а как принцип, позволяющий каждому в установленных случаях и при соблюдении предусмотренных законом условий реализовать свое право на различные виды социального обеспечения.
Отечественная система социального обеспечения складывалась и развивалась постепенно по мере роста экономических возможностей страны. Многие свои характерные черты российская система социального обеспечения унаследовала от ранее функционировавшей советской системы.
Особенности формирования национальной системы социального обеспечения проявлялись наряду с другими факторами в специфике субъектного состава получателей различных видов обеспечения.
Эта специфика выражалась в обособлении отдельных категорий граждан, закреплении определенного набора различий в социальном обеспечении в зависимости от принадлежности к той или иной социальной категории.
Экономический кризис в России, обусловленный внутренними и внешними факторами, оказывает существенное влияние на систему социального обеспечения.
Такое влияние проявляется в двух направлениях. С одной стороны, предлагаются меры, следствием принятия которых будет ограничение возможностей развития системы в части ее расширения по видам обеспечения и по кругу обеспечиваемых субъектов, а в отдельных случаях - установление ограничивающих рамок предоставления социального обеспечения.
С другой стороны, нельзя не учитывать негативные экономические факторы, такие как рост цен, девальвация национальной валюты и т.п., которые приводят к снижению реального уровня размеров пенсий и иных денежных выплат по системе социального обеспечения. В этих условиях государственные органы вынуждены принимать решения в оперативном порядке, так как промедление чревато большими социальными издержками, негативными социальными последствиями снижения уровня материальной обеспеченности значительной части населения.
Сложный общественно-правовой процесс эволюции государства и общества отражает особенности формирования и развития права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.
Вместе с тем реалии сегодняшнего дня требуют нового переосмысления значения принципов права социального обеспечения как базовых идей, которые по своей направленности призваны определять степень гуманизации социально-обеспечительного законодательства. Таким образом, изучение и анализ принципов права социального обеспечения является весьма актуальным.
Степень изученности темы исследования. В доктрине права социального обеспечения проблему принципов права социального обеспечения в свои работах поднимали такие ученые: B.C. Андреев, Н.Б. Болотина, К.С. Батыгин, Е.В. Москаленко, A.C. Краснопольский, Э.Г. Тучкова, Л.П. Шумная и др.
Объект исследования – принципы права социального обеспечения.
Предмет исследования - развитие правового регулирования в сфере социальной защиты.
Целью данного исследования является изучение и анализ принципов права социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию становления принципов права социального обеспечения;
- изучить классификацию принципов права социального обеспечения;
- проанализировать пути совершенствования принципов права социального обеспечения;
- исследовать общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы права социального обеспечения;
- провести анализ судебной практики по теме исследования.
Методологическая основа исследования. Использовались методы диалектического материализма, системного анализа, анализа и синтеза, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическую базу работы составляют работы таких ученых как С.С. Алексеев, А. М. Васильев, О. С. Иоффе, О. Е. Кутафин, Н. И. Матузов, А. В. Мицкевич, Л. А. Морозова, И. Н. Сенякин, Ю. А. Тихомиров, Л.С. Явич и др.
Эмпирическую базу работы составляет широкий круг источников: Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (пересмотренная, 1996), российское законодательство (кодексы, законы, иные нормативные правовые акты) по вопросам, касающимся темы исследования, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная практика, а также статьи периодической печати, материалы сети интернет.
Новизна исследования заключается в том, что она представляет собой исследование теоретических основ принципов права социального обеспечения, практики правового регулирования и перспектив дальнейшего развития принципов права социального обеспечения в связи с интенсивным процессом правового опосредования отношений в сфере социального обеспечения и особенностями его современного этапа.
Работа выполнена на основе нового подхода, согласно которому изучение теоретических и практических проблем права социального обеспечения осуществляется на фоне современных тенденций правового регулирования отношений в сфере социальной защиты
Вопросы, выносимые на защиту:
1. Существуют объективные предпосылки для выделения принципа социальной защищенности в качестве межотраслевого принципа, что опосредовано существующей системой норм и юридических механизмов различной отраслевой принадлежности. При этом социальная защищенность и ее реальное существование позволяет говорить о создании и функционировании на территории РФ реально существующей социальной политики и системы социальной защиты населения. Вышеизложенное, в свою очередь, позволяет судить о наличии суверенной социальной демократии.
2. Принцип государственной поддержки семьи - это больше не принцип права, а принцип системы социального обеспечения и социальной защиты, имеющий во многом идеологический и политический характер. В то же время отдельные его проявления можно увидеть в праве социального обеспечения, например, при правовой регламентации порядка, условий и размера предоставляемых пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, в регулировании института социального обслуживания и государственной социальной помощи и др. При этом данный принцип является ключевым нормативным началом при предоставлении видов социального обеспечения (например, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком; материнского (семейного) капитала; пособия по временной нетрудоспособности; компенсационных выплат, в том числе по уходу за ребенком до трех лет; пенсий, в частности пенсий по случаю потери кормильца; государственной социальной помощи и т.д.). Все изложенное достаточно очевидно указывает на наличие принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в праве социального обеспечения и подчеркивает его межотраслевой характер среди принципов социального обеспечения и социальной защиты.
3. Принцип охраны здоровья действительно присутствует в ряде отраслей права и законодательства и налагает существенный отпечаток на возникающие отношения. В то же время для права социального обеспечения указанный принцип характерен в рамках системы принципов социального обеспечения и социальной защиты, как отражающий общие конституционные направления проводимого комплекса мероприятий в сфере социальной защиты, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ.
4. Система межотраслевых принципов находит свое реальное воплощение в системе отраслевых принципов права социального обеспечения и выступает своеобразным стандартом в правотворческой и правоприменительной деятельности.
5. Единого мнения о выделении отраслевых принципов социального обеспечения не существует, каждый ученный высказывает свою точку зрения, многие из указанных выше принципов различаются лишь названием, наиболее важным является то, реализуется ли указанный принцип в самой отрасли права и насколько эффективно это происходит. Анализируя изложенные в самом начале позиции можно прийти к выводу, что практически все ученные выделяют несколько основных отраслевых принципов социального обеспечения, которые отделяют данную отрасль права от иных. Среди таких принципов можно выделить: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация. Также стоит отметить, что каждый принцип находит свое отражение в каждом из институтов социального обеспечения и напрямую связан с самой системой социального обеспечения. По нашему мнению перечисленные принципы не могут являться исчерпывающими, поскольку как мы можем наблюдать, право социального обеспечения развивается, многие ученные работают над актуальными проблемами данной отрасли, поэтому в будущем отраслевые принципы могут получить свое расширение.
4,500 руб.
Сложность функционирования системы социального обеспечения в любом государстве заключается в ее имманентной зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. На фоне кризисных явлений все сильнее вступают во взаимное противоречие две тенденции - снижение экономических возможностей для развития системы социального обеспечения и потребность в принятии неотложных экономических мер, выделении дополнительных финансовых ресурсов в целях сохранения уровня жизни граждан, являющихся получателями различных видов социального обеспечения. В сложной экономической ситуации особенно востребованной представляется деятельность Конституционного Суда РФ, который может принимать независимые решения по вопросам социального обеспечения.
В Российской Федерации сложилась сложная практика совершенствования законодательства о социальном обеспечении посредством использования механизма признания не соответствующими Конституции отдельных положений законов. Такой подход вынуждает граждан, чьи права на социальное обеспечение нарушены, неоднократно обращаться в органы исполнительной власти, а также проходить через все судебные инстанции для получения возможности обращения в Конституционный Суд. Положительный отклик законодателя находят только законопроекты, внесенные, как правило, Правительством РФ, и подготовленные на основании принятых Конституционным Судом постановлений и определений. Эта практика должна быть изменена в результате более тесного взаимодействия всех ветвей государственной власти в ходе подготовительной работы с законопроектами, внесенными в Государственную Думу и затрагивающими права человека. На этом этапе законодательного процесса через установленные процедуры Конституционный Суд мог бы акцентировать внимание законодателей на ранее сформулированных Судом правовых позициях, которые сохраняют свою силу и могут оказать влияние на судьбу тех или иных конкретных законопроектов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Существуют объективные предпосылки для выделения принципа социальной защищенности в качестве межотраслевого принципа, что опосредовано существующей системой норм и юридических механизмов различной отраслевой принадлежности. При этом социальная защищенность и ее реальное существование позволяет говорить о создании и функционировании на территории РФ реально существующей социальной политики и системы социальной защиты населения. Вышеизложенное, в свою очередь, позволяет судить о наличии суверенной социальной демократии.
2. Принцип государственной поддержки семьи - это больше не принцип права, а принцип системы социального обеспечения и социальной защиты, имеющий во многом идеологический и политический характер. В то же время отдельные его проявления можно увидеть в праве социального обеспечения, например, при правовой регламентации порядка, условий и размера предоставляемых пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, в регулировании института социального обслуживания и государственной социальной помощи и др. При этом данный принцип является ключевым нормативным началом при предоставлении видов социального обеспечения (например, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком; материнского (семейного) капитала; пособия по временной нетрудоспособности; компенсационных выплат, в том числе по уходу за ребенком до трех лет; пенсий, в частности пенсий по случаю потери кормильца; государственной социальной помощи и т.д.). Все изложенное достаточно очевидно указывает на наличие принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в праве социального обеспечения и подчеркивает его межотраслевой характер среди принципов социального обеспечения и социальной защиты.
3. Принцип охраны здоровья действительно присутствует в ряде отраслей права и законодательства и налагает существенный отпечаток на возникающие отношения. В то же время для права социального обеспечения указанный принцип характерен в рамках системы принципов социального обеспечения и социальной защиты, как отражающий общие конституционные направления проводимого комплекса мероприятий в сфере социальной защиты, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ.
4. Система межотраслевых принципов находит свое реальное воплощение в системе отраслевых принципов права социального обеспечения и выступает своеобразным стандартом в правотворческой и правоприменительной деятельности.
5. Единого мнения о выделении отраслевых принципов социального обеспечения не существует, каждый ученный высказывает свою точку зрения, многие из указанных выше принципов различаются лишь названием, наиболее важным является то, реализуется ли указанный принцип в самой отрасли права и насколько эффективно это происходит. Анализируя изложенные в самом начале позиции можно прийти к выводу, что практически все ученные выделяют несколько основных отраслевых принципов социального обеспечения, которые отделяют данную отрасль права от иных. Среди таких принципов можно выделить: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация. Также стоит отметить, что каждый принцип находит свое отражение в каждом из институтов социального обеспечения и напрямую связан с самой системой социального обеспечения. По нашему мнению перечисленные принципы не могут являться исчерпывающими, поскольку как мы можем наблюдать, право социального обеспечения развивается, многие ученные работают над актуальными проблемами данной отрасли, поэтому в будущем отраслевые принципы могут получить свое расширение.
4,500 руб.