Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования планирования хозяйственной деятельности организации 6
1.1 Экономиеческое содержание планирования в менеджменте организации 6
1.2 Основные элементы планирования внутренней среды организации 14
1.3 Специфика планирования взаимодействия с внешней средой организации 23
Глава 2 Анализ состояния планирования деятельности МУП АТП ЗАТО г.РАДУЖНЫЙ 27
2.1 История и общий обзор деятельности предприятия 27
2.2 Характеристика внутренней среды предприятия 28
2.3 Анализ внешней среды и оценка планово-финансовой деятельности предприятия 35
Глава 3 Повышение эффективности плановой деятельности МУП АТП ЗАТО г.РАДУЖНЫЙ 46
3.1 Приоритетные направления антикризисной стратегии предприятия 46
3.2 Механизм оптимизации деятельности предприятия 54
3.3 Этапы антикризисного планования и финансового оздоровления деятельности МУП АТП ЗАТО г.Радужный 58
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложения 68
4,500 руб.
В современной сложной экономической ситуации планирование хозяйственной деятельности предприятия чрезвычайно усложняется. Однако, его значение для обеспечения устойчивого положения предприятия в рисковой и динамичной внешней среде неимоверно возрастает. Все виды планирования являются базовым фактором экономического прогресса, их внедрение и эффективное использование позволит предприятиям сформировать надежные конкурентные преимущества и сохранить свою нишу на рынке благодаря улучшению качества предоставляемых услуг (в нашем случае, транспортных). Планирование способствует повышению уровня технического прогресса предприятий, а также расширению социальных функций хозяйственных организаций. Планомерное развитие экономических организаций в различных отраслях народного хозяйства является залогом позитивной динамики отраслевых и территориальных хозяйственных систем.
Особую актуальность развитие плановой хозяйственной деятельности предприятий приобретает в условиях стагнации макроэкономического комплекса России. Во многом, будущий экономический рост национальной экономики будет предопределен усилиями регионов страны. Регионализация и муниципализация экономики стали неотъемлемой чертой хозяйственной динамики.
Предприятия муниципального сектора экономики (в работе, в частности рассматривается муниципальное унитарное предприятие) нуждаются в активизации процессов планирования и прогнозирования, что не только обеспечит повышение финансовой результативности самих муниципальных организаций, но и станет фактором социально-экономических перспектив территорий. Автотранспортное предприятие обеспечивает муниципальное хозяйство перемещением пассажиров и грузов, связывает воедино все хозяйственные коммуникации внутренней и внешней сред.
«Многолетний мировой опыт показывает, что планирование на всех уровнях — от предприятия до национального развития всей страны — жизненно необходимо, поскольку экономические действия, не имеющие конкретных целей, бессмысленны. Планирование — важная функция управления любым предприятием» .
Цель ВКР заключается в исследовании теории и практики планирования хозяйственной деятельности экономической организации для разработки практических рекомендаций по формированию механизма повышения эффективности плановой деятельности автотранспортного предприятия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, показывающие логику этапов исследования:
изучить теоретические аспекты планирования деятельности организации;
охарактеризовать особенности внутриорганизационного планирования;
проанализировать основные переменные внешней среды и их воздействие на процесс разработки и реализации планирования хозяйственной деятельности организации;
провести анализ состояния плановых показателей внутренней среды МУП АТП г. Радужный;
рассмотреть факторы внешней среды воздействия на хозяйственную деятельность муниципального унитарного предприятия;
выявить приоритетные направления антикризисной стратегии предприятия;
предложить механизм оптимизации деятельности предприятия;
рассмотреть этапы антикризисного планирования и финансового оздоровления.
Объект исследования – Муниципальное унитарное предприятие АТП г. Радужный.
Предметом исследования является планирование хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия, оцениваемое с позиций анализа результатов его финансово-экономической деятельности, кадрового и технического потенциала, положения на рынке автотранспортных услуг и специфики взаимодействия с внешней средой.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (42 источника) и приложений (9 штук).
Информационную базу исследования составили учебные и научные работы отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, данные бухгалтерской и управленческой отчетности МУП АТП г. Радужный.
4,500 руб.
В результате проделанного в настоящей ВКР исследования механизма планирования хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Функционирование любой организации не возможно без целенаправленного осознанного управления, то есть воздействия субъекта на объект управления для достижения успеха организации выражающегося в реализации поставленных целей путем решения планируемых результатов деятельности. Планирование представляет собой самую важную функцию управления. Его сущность заключается в определении логики развития организации, постановке целей для каждого направления деятельности и работы всех структурных подразделений. В ходе планирования ставятся конкретные задачи, определяются трудовые, материальные и финансовые средства для их достижения, а также сроки и последовательность их исполнения.
2. Организацию надо рассматривать как социотехническую систему, которая состоит из пяти основных элементов: задачи, кадры, структура, технология. Эти взаимосвязанные элементы системы называют внутренними переменными (они подвержены постоянным изменениям), а их совокупность - внутренней средой организации.
3. Внешняя среда делится учеными и практиками на две группы элементов: прямого и косвенного воздействия.
Базовыми факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.
Важнейшими переменными среды косвенного воздействия являются технология, общее состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.
4. МУП АТП ЗАТО г.Радужный создано в целях удовлетворения потребностей населения, предприятий, организаций, учреждений ЗАТО г.Радужный в услугах автотранспорта и получения прибыли от осуществляемой деятельности. В соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения указанных в Уставе предприятия целей МУП, осуществляя свою хозяйственную деятельность, решает конкретные задачи на территории муниципального образования.
5. Анализ элементов внутренней и внешней среды АТП позволяет сделать вывод об и достаточной надежности и работоспособности. Внутренняя среда организации в принципе способна обеспечить устойчивость хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия в существующей внешней рыночной среде.
6. Поскольку стратегия МУП АТП г.Радужный носит антикризисную направленность, в практику планирования можно рекомендовать следующие мероприятия для улучшения финансового состояния автотранспортного предприятия:
1. Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от реализации ненужных основных средств.
2. Рекомендации по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств.
3. Рекомендации по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств.
4. Рекомендации по реорганизации инвентарных запасов.
5. Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений.
6. Рекомендации по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников.
7. Рекомендации по оптимизации или уменьшению затрат.
8. Рекомендации по увеличению реализации работ и услуг.
7. Автор ВКР разработал стратегию управления предприятия в комплексе с антикризисными процедурами, реализацию которых условно можно разделить на три этапа.
Первый этап. Оперативное антикризисное управление.
Цель антикризисного управления на первом этапе – устранение или минимизация наиболее значимых для предприятия кризисных факторов:
- снижения платежеспособности;
- низкого уровня или отсутствия самофинансирования;
- спада или стагнации производства;
- роста расходов и снижения выручки по основным видам деятельности.
Второй этап. Текущее антикризисное управление.
Эффектом внедрения экономических мер на втором этапе является преодоление кризисного состояния предприятия в период текущего года: достижение нормативного уровня текущей ликвидности и планируемого уровня рентабельности продукции, улучшение инвестиционной привлекательности предприятия.
Третий этап. Среднесрочное антикризисное управление.
Основной вывод: реализация предлагаемых в ВКР мероприятий плана антикризисного управления может оказать позитивное воздействие на уверенное существование МКП АТП на своем сегменте рынка.
4,500 руб.