Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к мышлению как психическому процессу в современной психологии 5
1.1. Изучение мышления в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Понятие о мышлении как психическом процессе (формы, операции, виды) 10
Глава II. Мышление в младшем школьном возрасте 13
2.1. Развитие мышления младших школьников 13
2.2. Методики изучения мышления детей младшего школьного возраста 17
Заключение 23
Список используемой литературы 25
1,500 руб.
Период младшего школьного возраста характеризуется наибольшей сензитивностью в формировании произвольности психических познавательных процессов ребенка, что является фокусом внимания психологов, педагогов в данной области исследования.
Степень сформированности психических познавательных процессов, в частности мышления, является критерием успешного освоения ребенком окружающей действительности, процесса школьного обучения (Гуткина, 2010).
Проблема изучения мышления в детском возрасте находит свое отражение в работах зарубежных (Р. Арнхейм, Дж. Гилфорд, У. Джеймс) и отечественных ученых (Л.И Божович, А.Н. Вераксы, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина), подчеркивающих, что в развитии мышления важным является самостоятельный опыт ребенка, его познавательная активность.
В младшем школьном возрасте при условии нормального развития ребенок постепенно начинает разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выявления и структурирования связей и отношений между предметами, явлениями окружающего мира. С развитием любознательности, познавательной активности младшие школьники все больше используют мышление, предоставляющее им возможность исследовать мир, предусматривать результаты своих действий, планировать их.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения развития мышления в младшем школьном возрасте как наиболее сензитивном периоде для формирования произвольности психических познавательных процессов. Сформированные мыслительные операции позволят ребенку успешно учиться, осваивать все более сложный материал, понимать закономерности окружающего мира.
Объект исследования – мышление как познавательный процесс.
Предмет исследования – особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие мышления как познавательного процесса, основные мыслительные операции.
3. Изучить особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.
4. Описать диагностический инструментарий для изучения мышления младших школьников.
Методологическая основа исследования: положения теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского, раскрывающие объективные закономерности психического развития ребенка; подход Л.И. Божович к формированию личности ребенка младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
1,500 руб.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
Анализ литературы позволяет говорить о том, что мышление характеризуется как продукт человеческой деятельности, порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым и обосновывается необходимость целенаправленного формирования данного типа мышления.
Младший школьный возраст наиболее сензитивен для развития мышления, высокий уровень которого в реальной деятельности достигается при систематическом воздействии на все его компоненты, так как формирование каждого из них является взаимодополняющим, стимулирующим и влияющим на развитие остальных компонентов. Наглядно-образное мышление в младшем школьном возрасте постепенно сменяется словесно-логическим мышлением. У детей появляется способность к установлению простых причинно-следственных связей между событиями и явлениями; формируется стремление каким-то образом объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Переход от ранних форм мышления к словесно-логическому происходит на основе того, что изменяется характер ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря тому, что ориентировка на основе проб и ошибок заменяется более целенаправленной мысленной ориентировкой. Словесно-логическое мышление характеризуется отвлеченностью, в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Младшие школьники решают все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют определения связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В учебной деятельности, при выполнении заданий, дети не просто используют заученные действия, но постоянно видоизменяют их, получая новые результаты. По мере того, как развивается любознательность, познавательные интересы, мышление все шире используется младшими школьниками для освоения окружающего мира, выходящего за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
1,500 руб.