ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью 9
1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью 15
1.3. Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 23
2.1. Цель, организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты констатирующего эксперимента, их анализ и выводы 29
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА) 46
3.1. Цель и организация формирующего эксперимента 46
3.2. Методика формирования навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью 50
3.3.Цель, организация, результаты и выводы контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Приложение 1. Оборудование - материально-техническая база коррекционной школы 81
Приложение 2. Фото-отчет мероприятий по приобретению навыков самообслуживания у детей с диагнозом умеренная умственная отсталость по итогам отчетного периода 1 (одна) учебная четверть 2013-2014 года в ГКОУ ВО «Специальная коррекционная школа-интернат г. Вязники» 82
4,500 руб.
Актуальность исследования. В настоящее время возрос интерес к вопросам обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью. Доказано, что, несмотря на наличие определенного коммуникативного и интеллектуального порога в их обучении, а так же пониженные потенциальные возможности, связанные с особенностями данного заболевания, тем не менее, прогресс в их обучении возможен и именно они являются тем контингентом, которые остро нуждаются в ранней коррекционной помощи (Горскин Б.Б., Пузанов Б.П., Стребелева Е.А. , Коняева Н. П., Никандрова Т. С., Тушева Е.С. и др.). [5,6,13,25]
Одним из важнейших направлений психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью является оказание им помощи по развитию адаптационных, общеразвивающих, социально-бытовых навыков, направленных на формирования способности к самообслуживанию.
В разрезе данного вопроса изучено уже много аспектов, которые позволили бы повысить качество процесса обучения, но, несмотря на значимость проблемы исследования, существенной проблемой в данном вопросе является ряд факторов, которые снижают эффективность работы олигофренопедагога при работе с подобными детьми.
К таким факторам относятся: нехватка качественной методической литературы, а так же отсутствие пошаговых методик-классификаторов развития социально-бытовых навыков с разбивкой по разным категориям детей, с обязательным делением по: возрастному различию, характеру и особенностям формирования, в разрезе использования навыков самообслуживания. Кроме того одной из проблем олигофренопедагогики является применение шаблонного подхода к детям. Ошибкой является деление лишь по общим, отягощающих развитие, признакам и с причислением детей с умственной отсталостью к однородной градационной группе (Замский Х.С., Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А., Катаева А.А., Стребелева Е.А. и д.р.).
Остается малоизученной проблема формирования навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста, хотя решение данного вопроса действительно важно. Дело в том, что подобное органическое поражение ЦНС, с нарушением корковой нейродинамии, которое наблюдается при настоящем заболевании, ведет к нарушению структуры личности в целом и допустить пассивное изучение вопроса формирования навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста, без активных исследований в данной области, есть недопустимая траектория развития олигофренопедагогики в целом.
Отсутствие специалистов широкого спектра ознакомления с проблемой, разбирающегося в сущности деструктивного влияния органического поражения ЦНС.
Отсутствие своевременных реакций со стороны педагогов. Опекунов и наставников приводит к трудностям для больных детей по дальнейшей организации собственной деятельности, затрудняет их оперирование сектором знаний о социально-бытовых навыках, разрушает коммуникативные связи с социальной средой. Кроме того, в связи с временными потерями на начальном, максимально благоприятном для обретения навыков, воспитания и обучения сенситивном периоде, дети с диагнозом умеренная умственная отсталость переходят в категорию стереотипного восприятия, бытующего в рамках данного заболевания, как о неперспективной, необучаемой личности.
Подобный ребенок, требующий индивидуального подхода и выполнения рекомендации специалиста, по коррекционной олигофренопедагогики, становится попросту выключенным из пространства специального образования, что является в корне не верным. «Накакой изоляции» -подобную точку зрения поддерживали: Замский Х.С., Маллер А. Р., Стребелева, Е.А., Бизюк А.П., Сорокин В. М., Зеленская Ю. Б..
Таким образом, именно формирование навыков самообслуживания и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью есть одна из важнейших задача олигофренопедагогики. Именно всесторонний, комплексный подход к настоящей проблеме, а именно:
• Стимуляция сенсорного воспитания ребенка;
• Развитие тонкой моторики;
• Стабилизация зрительно-моторной координации;
• Развитие речи и понимание сущности искажений нормального хода развития, возникающего при подобных органических поражениях ЦНС;
• Закрепление подражательных навыков с действием по плану, инструкции, образцу позволит в будущем эффективно решать задачи не только по приобретению навыков самообслуживания у детей с диагнозом олигофрения по умеренному типу, как приоритетного направления обучения, но и получения ребенком общих представлений об окружающем мире.
Кроме того подготовка квалифицированных кадров, имеющих глубокие и устойчивые представления по работе с больными детьми и рассмотрение ими вопроса с прогрессивных позиций кросс дисциплинарного изучения, то есть на стыке общей и специальной педагогики, анатомии, физиологии и невропатологии даст возможность повышения эффективности процесса обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка.
Цель нашего исследования заключается в изучении путей формирования навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Задачи исследования:
• Изучение научной литературы по проблеме исследования.
• Проведение экспериментального исследования для выявления уровня навыков самообслуживания у младших школьников с заключением ПМПК «F-71».
• Разработка рекомендаций по формированию навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью и апробация их в ходе формирующего эксперимента.
• Выявление в процессе контрольно эксперимента эффективности предлагаемых рекомендаций.
Объект исследования – навыки самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия для формирования навыков самообслуживания у младших школьников с ПМПК «F-71».
Гипотеза исследования:
1. Навыки самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью, ввиду имеющегося дефекта развития, формируются с трудом и находятся на низком уровне развития.
2. Процесс развития навыков самообслуживания у детей школьного возраста с умеренной умственной отсталостью требует специального педагогического руководства и должен учитывать их психолого-педагогические особенности.
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические положения:
• О единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Г.Я. Трошин);
• О единстве подходов в обучении и воспитании нормальных и аномальных детей (JI.C. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф);
• О роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах (авторы: Выготский Л.С., Граборов А.Н. , Грачёва Е.К., Малофеев Н.Н., Певзнер М.С. и др.);
• О возможностях обучения, реабилитации и социализации детей с умеренной умственной отсталостью (Бгажнокова И. М., Граборов А.Н., Дульнев Г.М. и Кузьмицкая М.И., Логинова Е.Т., Маллер А.Р., Шипицына Л.М. и др.);
• Современные концепции обучения и воспитания детей данной категории (авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, A.A. Катаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.С. Смирнова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Г.В. Дикого и др.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение специальной психолого-педагогической и медицинской документации; наблюдение за детьми; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе предложены методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
База исследования и выборка испытуемых: ГКОУ ВО «Специальная коррекционная школа-интернат г. Вязники». В ходе работы были исследованы учащиеся начальной школы в возрасте 7-10 лет с умеренной умственной отсталостью в количестве 48 детей с заключением ПМПК«F-71».
Результаты исследования апробированы на педагогическом совете коррекционной школы, междисциплинарной конференции по олигофренопедагогике в МПГУ по теме: «Опыт и перспективы социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями» в 2008 г., открытом тренинге по тактическим вопросам реализации образовательного процесса и создания развивающей образовательной среды для детей с диагнозом олигофрения. По материалам исследования опубликованы тезисы.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Общий объем текстовой части составляет 83 страницы, включает 11 таблиц и 15 рисунков.
Список использованной литературы содержит 71 наименование.
4,500 руб.
Навык самообслуживания есть ничто иное, как приобретенное, в результате обучения, повторения и исполнения ребенком того, либо иного действия, - трудовое и социальное умение.
В настоящем исследовании по вопросу формирования навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с диагнозом умеренной умственной отсталости в работе были поставлены задачи:
проанализировать, изучить и систематизировать существующий опыт науки олигофренопедагогики в рамках изучаемого вопроса по формированию детьми младшего школьного возраста с нарушениями развития интеллекта, в анамнезе диагноза - умеренная умственная отсталость, навыков самообслуживания и, как следствие, добиться повышения уровня социальной, личностной адаптации ребенка.
Применительно к задаче совершенствования и развития навыков самообслуживания у детей с диагнозом умеренная умственная отсталость, и особенностей их восприятия, продиктованных диагнозом заболевания, необходимо было, при подборе коррекционной методологии обучения, исключить сам факт изоляции и отрыва ребенка от социума.
В рамках выявления и проработки существующих проблем дефектологии в вопросе формирования навыков самообслуживании были определены и зафиксированы цели, задачи исследования, которые сводились не только, аналитико-теоретическому обзору знаний о предмете исследования, но и к изучению путей формирования навыков самообслуживания и проведения экспериментального исследования. Эксперимент проводился для выявления существующего базового уровня наличия у детей навыков самообслуживания и последующего повышения показателей.
Основной задачей, по факту аналитики данных констатирующего эксперимента, стало вывести рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с последующей их апробацией их в ходе формирующего эксперимента и составления заключения об эффективность предлагаемых методологий посредством контрольных измерений и тестов.
Из теоретической части исследования был сделан основной вывод, который можно позиционировать, как знаковый, а именно констатация и принятие педагогом фактов, говорящих о реальном существовании проблемы в получении детьми навыков самообслуживания, не должна сводиться к личностной изоляции ребенка. Формула успеха занятий с подобными детьми есть не что иное, как понятийная грань понятий:
- Спокойствие педагога, но не трудовой покой и эмоциональная изоляция для ребенка.
- Повторение навыков, но не механическое и унылое зазубривание. Отсюда сделаны выводы о том, что необходимо учиться – играя. Получать навыки у ребенка с диагнозом умеренная умственная отсталость с тенденцией его дальнейшего развития на стыке нескольких наук: педагогики нейропсихологии, высокотехнологичных достижений в науке, программно- аппаратных средств, использовании медицинских достижений, с режимным подходом к занятиям и процедурам. Констатирующий эксперимент показал полное отсутствие или низкий уровень наличия навыков у испытуемых групп детей. Одной из поставленных, для реализации задач явилось повышение качественного уровня эмоциональной составляющей личности ребенка, ее деятельной стимуляции, которая способна успешно скорректировать необратимый медицинский диагноз.
Таким образом, в работе произведены диагностические измерения начального уровня владения детей навыками самообслуживания, а так же итоговые замеры показателей в контрольной и экспериментальных группах. Перед выбором и формированием методики коррекционного обучения были проведены параллели между развитием мелкой моторики и, как следствие, облегчении в получении ребенком навыка самообслуживания. Принята за «условно верную» теория «анатомического развития и симбиоза органов, находящихся в безусловной близости друг от друга посредством нервных импульсов и нейронных связей между ними. Связи между стимуляции мозговой активности ребенка и повышением продуктивности в работе смежных зон: речевой зоной, моторной, включая развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Следовательно, принята позиция о том, что всестороннее и гармоничное развитие личности, включая стимуляцию активности коры головного мозга, повышают так же и степень отклика смежных зон на знание (навык, команду, призыв). Это, в свою очередь, способствует развитию четкости движений, уровню координации, обеспечит правильный захват предметов обихода и, как следствие, облегчит получение ребенком навыков самообслуживания.
В качестве организации работы по совершенствованию существующих коррекционных методик предложен комплексный, поэтапных подход к процессу получения навыков, включающий в себя смену режима дня ребенка, изменение плана занятий и медицинских процедур с применением современных медицинских, оздоровительных и педагогических технологий. Помимо достижения более высокого уровня результатов по получению и использованию навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы в сравнении с детьми, занимающимися по традиционной методике в работе доказано, что при подобном комплексном подходе к развитию личности повышается скорость получения навыков самообслуживания, уровень социальной адаптации, качество эмоционального восприятия и уверенности в своих силах. Так у детей младшего дошкольного возраста с диагнозом умеренная умственная отсталость, принявших участие в эксперименте с применением современной комплексно -коррекционно-воспитательной методологии измеряемые показатели и скорость достижении успеха по приобретению детьми: санитарно-гигиенических навыков, навыков опрятности, одевания и раздевания, а так же приема нищи выросли от 10 до 50% в сравнении с традиционной методикой. У детей экспериментальной группы, путем стимуляции в них жажды познания при получении нового навыка самообслуживания, отмечены зачатки формирования волевых качеств, организаторских способностей, уверенности в своих силах в ходе исполнения того, либо иного навыка. Стабилизировался общий психо- эмоциональный фон у детей в экспериментальной группе. Несмотря на увеличение учебной нагрузки, сбалансированность режима занятий в ходе эксперимента показал меньшее количество срывов, напряженности у детей, рост уровня работоспособности и социализации. Возникло некое чувство товарищества, отзывчивости. Повысилась инициативность и добросовестность при выполнении ребенком задач, поставленных взрослым наставником. Таким образом, настоящая работа подтвердила тот факт, что современные технологии, применяемые для решения настоящей задачи, позволяют достичь большего уровня эффективности обучения и скорости в достижении навыка, а так же могут дать качественное повышение общего уровня показателей психо- эмоционального развития личности ребенка. К недостаткам предложенной методологии можно отнести необходимость наличия дополнительной материально-технической базы, высокопрецензионного, современного оборудования и методических материалов, а так же определенного уровня подготовки со стороны педагога – дефектолога. При реализации методики требуется повышенный уровень систематики и интенсивности процесса обучения, для стимулирования обоюдных действий ребенка и педагога. Важно так же гибкое реагирование, корректировка и смена тактики с учетом индивидуальных способностей ребенка. Проведенные мероприятия по формированию навыков и умений самообслуживания дали положительную динамику. Таким образом, проведенная работа доказывает наличие возможности, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития, помочь им в личностном развитии, и обретению уровня самостоятельности при формировании у них навыков самообслуживания.
4,500 руб.