ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основания эффективности применения игр для развития детского творчества 6
1.1. Сущность и значение игры в процессе развития творческих способностей ребенка 6
1.2. Специфика использования игр в процессе развития детского творчества старших дошкольников и младших школьников 12
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством применения игр в педагогическом процессе 17
2.1. Проведение диагностики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Разработка и реализации программы развития творческих способностей посредством применения игр в педагогическом процессе 23
2.3. Анализ результатов работы по развитию творческих способностей детей посредством применения игр 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
1,500 руб.
Актуальность темы. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Кроме детского творчества, к проблеме развития креативностных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установке, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.
Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Цель данной работы заключается в изучении роли игры в детском творчестве.
Объект работы – игра как форма детского творчества.
Предметом работы являются условия использования игры в детском творчестве.
Гипотеза: использование игры способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать теоретические основания эффективности применения игр для развития детского творчества;
провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и развитию творческих способностей детей посредством применения игр в педагогическом процессе;
разработать программу развития творческих способностей посредством применения игр в педагогическом процессе.
Методы исследования
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности);
метод количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретико-методологической базой проведения исследования являются труды таких ученых как: Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, П. П. Блонский, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Франкл, Д. Б. Эльконин и др.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что все результаты, которые были получены в ходе исследования, в дальнейшем могут быть использованы в научно-исследовательских целях.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1,500 руб.
Детское творчество является своеобразной самостоятельной сферой внутренней жизни ребенка. По мнению В.А. Сухомлинского, именно в детском творчестве ребенок получает возможность для самовыражения и самоутверждения, что позволяет ярко раскрыться его индивидуальности. Безусловно, творчество не является новым предметом научного дискурса, оно всегда находилось в центре внимания ученых и педагогов. Тем не менее, вопросы развития способности к творчеству остаются остроактуальными и по сей день. К сожалению, современная система образования не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности к творчеству у детей, а значит, развитие творческого потенциала через основную деятельность детей – игру - является актуальнейшей проблемой современной психологии и педагогики.
Из понимания сущности категории «детское творчество» становится очевидным, что для развития способности к творчеству необходимо развивать в детях определенные знания, навыки и умения, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
В ходе исследования были обоснованы педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития творчества в игре, можно сделать следующий вывод, что развитие творчества посредством игры будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
создание эмоционально-благополучной атмосферы.
знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
создание предметно-развивающей среды.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию детского творчества.
1,500 руб.