ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы воспитания правил нравственного поведения в общественных местах у детей младшего школьного возраста 4
1.1. Сущность, организация и система воспитания правил нравственного поведения у детей младшего школьного возраста 4
1.2. Проведение работы по формированию и развитию правил нравственного поведения в учебном заведении 8
2. Опытно-практическая работа по воспитанию правил нравственного поведения в общественных местах у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности 12
2.1. Особенности взаимосвязи семьи и педагогов в процессе нравственного воспитания учащихся младших классов 12
2.2. Интерпретация полученных данных 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
1,500 руб.
Актуальность. Одним из важнейших направлений в образовательно-воспитательном процессе является переход от экстенсивной к интенсивной организации обучения и воспитания, сориентированной на развитие у учащихся высоких морально-психологических, нравственных и физических качеств, а также необходимых норм нравственного поведения в обществе.Таким образом, современное нравственное воспитание должно быть направлено на конечный результат – оптимальный уровень готовности молодого поколения поддерживать достойный уровень моральных ценностей современного человека.
С целью реализации модернизации нравственного воспитания необходимо обновление его форм, методов и способов, исходя из меняющихсяобразовательных потребностей и интересов молодежи, а также общего образовательного уровня и социально-психологических особенностей. Обновление системынравственного воспитания предполагает проведение полного научного анализа использования накопленных сведений социологических, психологических и педагогических исследований. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования– системанравственного воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования – взаимосвязь учебного учреждения и семьи при формировании норм нравственного поведения в обществе у учащихся младших классов.
Цель – исследование методов и способов формирования начальных представлений о правилах нравственного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования
Рассмотреть сущность, организацию и систему воспитания правил нравственного поведения у детей младшего школьного возраста;
Рассмотреть особенности проведения работы по формированию и развитию правил нравственного поведения в учебном заведении;
Проведение опытно-практической работы по оценке взаимосвязи семьи и педагогов в процессе формирования правил нравственного поведения в общественных местах у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, обобщение передового педагогического опыта в области нравственного воспитания, эмпирические методы (анкетирование, тестирование).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1,500 руб.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым. Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.
Педагоги реализуют разнообразные мероприятия для установления взаимодействия с родителями. Основой организации работы с родителями являются как пожелания и рекомендации самих родителей, так и ситуация, которая складывается во время учебного и воспитательного процесса. Большое влияние оказывают методические рекомендации и психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт и годовой или триместровый план работы. При работе с родителями педагоги руководствуются различной педагогической, психологической и методической литературой, а также периодической печатью.
Данные проведенного исследования свидетельствуют, что между педагогами и родителями существует взаимопонимание, тесное сотрудничество и взаимопомощь при решении общих проблем, связанных с обучением и воспитанием учащихся.К сожалению, в работе педагога с родителями встречаются и трудности, основные из которых: безынициативность и пассивность родителей, неадекватная оценка родителями своих детей, невыполнение родителями требований педагога, низкий уровень педагогической просвещенности родителей. В этой связи рекомендуется особое внимание уделить педагогическому просвещению родителей.
Опрос родителей показал, что во всех опрашиваемых семьях присутствует взаимопонимание между родителями и детьми, что облегчает не только процесс обучения и нравственного воспитания, но и работу педагога с родителями.
1,500 руб.