ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «РУКОДЕЛИЕ» 6
1.1. Понятие технологического образования учащихся 6
1.2 Содержание технологического образования учащихся по разделу «Рукоделие» в 8 классе 9
1.3. Методы и средства изучения раздела «Рукоделие» (вышивка лентами) 11
1.4 Формы организации учебно-практической деятельности обучающихся при изучении раздела "Рукоделие" (вышивка лентами) 18
Выводы по 1. Главе 21
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ РАЗДЕЛУ "РУКОДЕЛИЕ" (ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ) В 8 КЛАССЕ 23
2.1 Анализ учебной и учебно-методической литературы 23
2.2 Перспективно-тематический план 30
2.3 Планы-конспекты уроков 38
Выводы по 2. Главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Инновация в вышивке лентами– вплетение оптоволокна 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективно-тематический план организации и методики обучения 63
4,500 руб.
Организация и методика обучения учащихся обслуживающему труду по разделу «Рукоделие» (направление: вышивка лентами) для учеников возрастной категории 14-15 лет – учащиеся 8 класса в учебных заведениях по категориям: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа», лицей, профильные профессионально-технические и средне- специальные учебные заведения является действительно интересным предметом для изучения по причине возросшего интереса у учащихся и подрастающей молодежи к продукции сделанной своими руками типа Hand-Made, авторским работам, фольклорной, подлинно русской продукции, а так же аутентичным. Безопасным и экологически проверенным материалам.
Актуальность исследования. Согласно статистическим данным за 2014, 2015 г.г. потребительский интерес к данному направлению сильно возрос. Это привело к увеличению объема частных производств по рукоделию таких направлений, как: мыло и шоколада варение, лоскутная техника пэчворка, макраме, декупажа, плетения из бисера, макраме, изготовление фенечек, валяние из шерсти, вязание, пошив кукол, а так же все виды вышивки. Помимо приятного времяпрепровождения, стимуляции мелкой моторики, воображения и привития детям чувства вкуса – это еще и возможность приобретения ребенком профессиональных навыков и будущей профессии. Так, согласно аналитики пользовательских запросов поисковых систем, таких, как Google и Yandex-direct, количество интернет магазинов, занимающихся продажей принадлежностей для рукоделия возросло на 25% за год, что показывает наличие спроса на данную продукцию.
Кроме того, так же на 28 % возросло количество небольших частных производственных предприятий, занимающихся продажей и изготовлением сувенирной продукции ручной работы. Разумеется, существует и явственная территориальная привязка роста подобных производств. Так в туристических центрах, городах Золотого кольца России, с большим притоков иностранных и российских экскурсионных групп, количество подобных производств существенно выше, в связи со стабильным спросом на продукцию. Так, как задача педагога, в условиях современной школы, не только привить интерес ребенка к приобретению навыков рукоделия для гармоничного развития личности школьника, но и обучение ребенка азам тех навыков, которые могут быть им применимыми в условиях взрослой жизни, человеческого социума, в качестве будущей профессии и способа заработка на жизнь.
Цель исследования заключается в формировании визуально доступной, эффективной методики обучения в рамках программы современной школы по обучению обслуживающему труду в разделе «Рукоделие» ( вышивка лентами) для учащихся восьмых классов.
Задачи исследования: изучение существующей педагогической и специальной литературы (по разделу «Рукоделие») в рамках предмета исследования и обучение технике вышивки лентами учащихся 8-ых классов, а так же разработка методики обучения и рекомендаций по формированию у учащихся производственно-социального навыка будущей профессии/хобби/ эстетического воспитания и личностного роста.
Объект исследования –обучение старшеклассников обслуживающему труду по разделу «Рукоделие» (вышивка лентами).
Предмет исследования – раздел «Рукоделие» в рамках приобретения восьмиклассниками трудового навыка.
Гипотеза исследования: профессиональная адаптация и социализация школьников, в части выбора ими профессии, приучения к обслуживающему труду и воспитания/привития подросткам художественно-эстетического вкуса должны производиться не позднее 8 класса с приоритетом на более раннее приобретение навыка.
Методологическую основу исследования составили педагогические методологии авторов:
• О важности обслуживающего труда, технологической подготовки школьников и выборе будущей профессии (Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова, В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М ., Полюсова Н.И., Лутцева Е.А., Роговцева Н.И., Синицина Н.В., Кожина О.А., Симоненко В.Д., Кривцова С.В. , Тищенко А.Т., Ковалева Е.А., Маркуцкая С.Э. и др. );
• О гармоничном развитии личности подростка (Андреев В. И.,Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Гавров С.Н., Никандров Н.Д., Дьюи Д., Корчак Я., В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Хотунцев Ю.Л.);
• О современных концепциях образования и инновационных педагогических методиках (Онищенко Э. В., Клименко В. В., Хуторской А. В., Постников М. М., Шинкарева О.В., Жук С.М. Данкевич Е.В, Бердышев А.В. Карачев А.А., Карачев А.А. , Муравьев Е.М., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Синица Н.В. , О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, Н. Б. Рыковой, Л. Э. Новиковой, А. А. Карачева, С. Э. и др.).
Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, формирование методических рекомендаций, перспективно-тематического плана и конспекта уроков по вопросу обучения старшеклассников обслуживающему труду по разделу «Рукоделие» (вышивка лентами).
Практическая значимость так, как г. Владимир является объектом культурного наследия, включенным в список городов Золотого Кольца России, то потребность у старшеклассников в обучении обслуживающему труду по разделу «Рукоделие» (вышивка лентами) достаточно высока в связи с возможностью дальнейшего профессионального использования подростками полученного навыка. Сформированные в рамках работы методические рекомендации, перспективно-тематический план и разработка конспекта уроков по предмету обучения дает возможность проработки настоящего вопроса на отраслевом стыке науки педагогика по направлениям и отраслям.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем текстовой части составляет 73 страницы, включает 7 таблиц и 5 рисунков. Список использованной литературы содержит 65 наименование.
4,500 руб.
Тема выпускной квалификационной работы по организации и методики обучения учащихся обслуживающему труду по разделу «Рукоделие»
(вышивка лентами) 8 класса - раскрыта в разрезе инновационного подхода к предмету обучения вышивке на стыке нескольких учебных дисциплин. В работе был учтен современный междисциплинарный подход и особенности, специфика учебного заведения, а именно технические дисциплины и математический профиль образовательных предметов.
Работа выполнялась с участием педагогов предметов информатики, математики, физики и основ программирования – кружка робототехники. Результатом инновационного комплексного подхода стало добавление в вышивку технологий оптоволоконного свечения с использованием расходных материалов подшефной Владимирского филиала производственной компании «Завода оптоволокна» логистического направления, построенного при поддержке Президента России Путина В.В./ТАСС «Роснано». Работы с вышивкой при использовании технологии шелковых лент обрели не только возможность светиться в темноте в 3-х режимах (то есть вышитая картина приобрела второй эксплуатационный функционал – «светильник настенный») :
• При помощи блока питания – срок бесперебойной работы до подзарядки аккумулятора – 6 часов.
• При помощи электрического шнура , путем включения в розетку;
• При помощи дистанционного включения в рамках проекта «Умный дом» - датчики температуры и влажности WiFi модуля.
Интеграционный подход к предмету обучения позволил подключить к работе с вышивкой не только девочек, но и мальчиков старшеклассников, участников 8 класса. Значимость и полезность полученного навыка были усвоена учащимися в процессе проектного подхода к проблеме обучения – то есть ведение обучающего проекта от А до Я.
Сделаем вывод, что схема работы «Идея – проект – воплощение» – есть не абстрактная работа учащихся с отрывом от современной реалии, а современный подход, чья инновационность позволяет школьникам осуществить выбор будущей профессии.
Проведенный анализа учебной литературы с учетом полученной меж предметной позволил преподавательскому составу перейти к формированию логико-содержательных материалов: текстов, логической структуры материала, планов и опорных конспектов, что так же стало приоритетным направлением и повышением уровня квалификации педагога технолога в школе г. Владимир.
Таким образом, на уроке технического труда были закреплены и сформированы навыки технологической культуры, а так же достигнуты поставленные воспитательные цели.
Значимость цели соизмерима с полученными результатами работ. В работе были учтены интегративные связи между дисциплинами и направлениями процесса обучения, такими как: математика, физика, информатика, робототехника, причем завязкой и общей основой их применения и реализации стала именно вышивка в технике шелковых лент.
Предложенный в работе по организации и методик обучения учащихся обслуживающему труду по разделу «Рукоделие» (вышивка лентами) - 8 класс по средствам меж предметной интеграции - доказал приоритетность развития симультанного мышления в работе над проектами. Учащиеся работали не просто в рамках механического труда, но как исследователи направления startup company то есть буквально учащиеся почувствовали в себе задатки лидеров, предпринимателей, которые начинают развитие собственного «стартующего» проекта. Они поняли комплексный, осознали и прочувствовали в рамках производственного опыта , что будущий предприниматель «должен вести в уме одновременно несколько логических цепочек» , помнить большое количество разных фактов, которые должны привести учащегося с профессиональному, социальному и деловому успеху.
Настоящая работа прошла апробацию в рамках конференции инноваций учащихся средних школ и профессиональных учебных заведений г. Владимира. Результат, полученный от независимого жюри подтвердил выдвинутую в работе гипотезу о необходимости раннего перехода к процессу обучения труду с привязкой к возможной профессии ребенка. Таким образом, сопоставление нескольких процессов в процессе обучения подчеркнуло важность последовательного, и одновременного, многофакторного мышления, а так же и необходимость реализации компетентностного подхода в процессе обучения.
4,500 руб.