ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Историко-правовой аспект развития государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации 11
1.2. Современное состояние системы государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1. Правовой анализ нормативной базы по управлению государственными закупками Министерства обороны Российской Федерации 35
2.2. Анализ правового регулирования закупок Министерства обороны Российской Федерации 42
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
3.1. Актуальные проблемы размещения государственного оборонного заказа 57
3.2. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. В последние годы в российской Федерации идет полномасштабная модернизация отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Это проявляется в фундаментальных изменениях нормативно-правовой основы: принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; создание инновационных кластеров для разработки и внедрения новейших образцов военной техники; развитие нового направления оборонно-промышленного комплекса высокоточного оружия.
Таким образом, роль военно-промышленного комплекса с каждым годом возрастает и напрямую на его эффективное развитие влияет результативность государственного оборонного заказа.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также обеспечения обороно- и конкурентоспособности страны, повышение результативности государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации становится одной из первостепенных задач государственных органов, участвующих в процессе планирования и осуществления государственных закупок для военных нужд по ГОЗ.
Государственный оборонный заказ сегодня представляет собой запрос на новейшие разработки, потребность в появлении принципиально нового вида оружия и стремительное внедрение его в массовое использование в войсках.
Такая масштабная модернизация оборонно-промышленного комплекса потребовала не только вливания колоссальных бюджетных средств в разработку новых технологических процессов через создание инновационных кластеров и модернизацию предприятий, работающих на оборонную промышленность, но и реформирования правовой базы.
Также следует отметить, что на современном этапе отрасль находит существенную поддержу со стороны государства. Отметим, что в 2013–2015 годах наблюдался ежегодный рост объема поставок вооружения и военной техники. По заявлению заместителя министра обороны РФ Ю. Борисова, «гособоронзаказ на 2015–2017 гг. секвестру подвергнут не будет, так как в проекте бюджета предусмотрены практически паспортные данные Госпрограммы вооружения – 2020.
Это является залогом динамичного переоснащения наших войск на современные и перспективные образцы вооружений и военной техники» . Эта тенденция означает наличие гарантированных государством долговременных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в том числе на заводах Псковской области, в отличие от «гражданских» секторов экономики.
«Это очень важная работа не только для того, чтобы обеспечить обороноспособность страны, что само по себе является одной из ключевых задач. Но важно с экономической точки зрения, поскольку гособоронзаказ обеспечивает работой большое количество занятых и способствует напрямую высокотехнологичному развитию российской экономики. Деньги большие государство выделяет, и нужно, чтобы они расходовались рачительно и, разумеется, без всяких нарушений», – заявил В.Путин во время встречи с руководителем Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю. Чиханчиным .
Тем не менее, узких мест и проблем в сфере государственного оборонного заказа еще достаточно, поэтому необходимо продолжать работу над совершенствованием столь значительной статьи в структуре государственного спроса.
Совершенствование правового механизма, обеспечивающего удовлетворение потребностей государственного заказчика, а также исполнителя, участвующего в поставке продукции по ГОЗ, позволяющего эффективно использовать бюджетные средства, развивать оборонно-промышленный комплекс, предоставит государству дополнительный источник дохода, а также стимул для развития инновационной экономики.
Вышеизложенным и обусловлена актуальность темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Особенности правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации были исследованы в работах Г.В. Атаманчука. Д.Н. Бахраха. И.Л. Бачило, Г.А. Кузьмичевой. А.Е. Лунева, А.Ф. Ноздрачева, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, имеющие многоаспектный и комплексный характер, складывающиеся между субъектами государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации по поводу реализации функций исполнительной власти в рассматриваемой сфере.
Предметом исследования являются нормы правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических, законодательных и практических основ правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации с тем, чтобы выявить проблемы, пробелы и недостатки в данной области и выработать рекомендации по их устранению и дальнейшему совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретико-методологические основы правового регулирования закупочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации;
- проанализировать механизм правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации;
- выявить правовые основы совершенствования законодательства о государственных закупках Министерства обороны Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания. Наиболее значимыми из них являются исторический, системный, сравнительного правоведения, статистический и другие. Кроме того, широко использовались приемы формальной логики и лексико-грамматического анализа, с помощью которых трактовались юридические понятия и формулировки.
Теоретическая основа исследования представляет собой анализ научных публикаций ведущих ученых административистов, а также представителей науки гражданского и предпринимательского права по вопросам правового регулирования закупочной деятельности.
Эмпирическая база исследования. В работе использованы эмпирические данные с 2010 по 2016 гг., отражающие практику применения тех или иных норм, связанных с регламентацией государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации. Также в работе используется судебная практика по разрешению споров, вытекающих из отношений, связанных с государственным оборонным заказом.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, а также федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, подзаконные акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Нормативно-правовой базой в сфере гособоронзаказа (ГОЗ) являются федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, Бюджетный и Гражданский кодексы, ведомственные нормативные акты ФАС, Минэкономразвития, Центробанка, Минобороны (МО РФ) и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» в редакции от 29.06.2015 № 159-ФЗ устанавливаются правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, размещением, выполнением ГОЗ, и определяются основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию. Его применяют для контроля за целевым использованием денежных средств по государственным контрактам и повышением прозрачности ценообразования по всей цепочке кооперации исполнителей.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Предложение о необходимости закрепления в федеральном законодательстве понятий «государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»; «экономически обоснованные затраты»; «фактические затраты головного исполнителя, исполнителя ГОЗ»; «нецелевое расходование финансовых средств головным исполнителем, исполнителем ГОЗ», что обусловлено анализом действующего законодательства в сфере государственного оборонного заказа, которое представляет собой совокупность правовых актов, как полностью посвященных оборонному заказу, так и содержащих отдельные положения об оборонном заказе и не содержит некоторых важных определений.
2. Предложение о включении в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации ответственность головного исполнителя, исполнителя за нецелевое расходование финансовых средств, выделенных на выполнение ГОЗ.
3. На основе анализа правового регулирования закупочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации сформулированы предложения о корректировке Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. №1119. А именно, необходимость подробно описать права, обязанности, порядок действий государственных органов, государственных заказчиков, потенциальных исполнителей ГОЗ при осуществлении государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, при формировании прогнозной цены изделия (работ, услуг) для включения в ГОЗ, размещении ГОЗ, выполнении ГОЗ и приемке ГОЗ.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, в том числе в международных научных журналах (1. Особенности организации и правового сопровождения государственных закупок Министерства обороны США / Е.А. Жуков // Образованието и науката на XXI век – 2016 . - Том 4. – с.33-35; 2. Правовое сопровождение Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации / Е.А. Жуков // XII Inte
ational scientific and practical conference « Scientific horizons- 2016». - VOL 5. – с. 60-62).
Структура работы обусловлена целью и задачами научного исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
4,500 руб.
Целью данного исследования был комплексный анализ теоретических, законодательных и практических основ правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации с тем, чтобы выявить проблемы, пробелы и недостатки в данной области и выработать рекомендации по их устранению и дальнейшему совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи исследования: рассмотрены теоретико-методологические основы правового регулирования закупочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации; проанализирован механизм правового регулирования государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации; выявлены правовые основы совершенствования законодательства о государственных закупках Министерства обороны Российской Федерации.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Введение новых положений в Федеральный закон о государственном оборонном заказе направлено в первую очередь на облегчение контроля государственным заказчиком движения денежных средств и целевое их использование.
В меньшей степени учитывают интересы головного исполнителя и исполнителей государственного оборонного заказа, накладывая большое число ограничений на использование средств, выделенных государственным заказчиком, и порядок их использования.
Кроме того, не учитывая интересы предприятий малого и среднего предпринимательства, в основном входящих в кооперацию нескольких головных исполнителей и вынужденных поставлять однородную продукцию в рамках нескольких государственных контрактов. Это, в свою очередь, может привести к увеличению издержек на банковское обслуживание, росту накладных расходов в связи с необходимостью увеличения штата работников, обслуживающих банковские счета и, как следствие, к росту себестоимости продукции. Можно констатировать тот факт, что новая редакция Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» нуждается в дополнительной проработке и корректировке.
2. В целом, 275 Федеральный закон от 29.12.2013 г., в редакции изменений, введенных № 159-ФЗ, соответствует задачам, поставленным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. Выполнение его требований обеспечит постоянный, более жесткий контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на реализацию государственного оборонного заказа. Однако введение его без предварительной проработки подзаконных актов, а также формирования единого для всех участников его выполнения порядка исполнения может усложнить реализацию поставленных перед оборонно-промышленным комплексом России задач, что приведет к срыву сроков их выполнения.
На основании изложенного целесообразно внести некоторые изменения в федеральное законодательство и акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. А именно:
1. Закрепить в федеральном законодательстве понятия:
- «государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;
- «экономически обоснованные затраты»;
- «фактические затраты головного исполнителя, исполнителя ГОЗ»;
- «нецелевое расходование финансовых средств головным исполнителем, исполнителем ГОЗ».
2. Закрепить в федеральном законодательстве, что государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую ГОЗ, осуществляется при формировании прогнозной цены изделия (работ, услуг) для включения в ГОЗ, размещении ГОЗ, выполнении ГОЗ и приемке ГОЗ.
3. Включить в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации ответственность головного исполнителя, исполнителя за нецелевое расходование финансовых средств, выделенных на выполнение ГОЗ.
4. Переработать Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. №1119.
А именно, подробно описать права, обязанности, порядок действий государственных органов, государственных заказчиков, потенциальных исполнителей ГОЗ при осуществлении государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, при формировании прогнозной цены изделия (работ, услуг) для включения в ГОЗ, размещении ГОЗ, выполнении ГОЗ и приемке ГОЗ.
Особое внимание следует уделить порядку действий государственного заказчика при оплате головному исполнителю, исполнителю ГОЗ только экономически обоснованных затрат. Включить в данное положение в виде приложений следующее:
- правила для потенциальных поставщиков по формированию предложений о прогнозной цене, предложений о начальной (максимальной) цены контракта;
- правила для государственных заказчиков по обработке предложений о прогнозных ценах, о начальной (максимальной) цены контракта, представленных потенциальными поставщиками;
- правила для государственных заказчиков и потенциальных поставщиков для определению трудоемкости производства продукции в рамках ГОЗ;
- положение по проверке государственным заказчиком фактических затрат головного исполнителя, исполнителя при выполнении и приемке ГОЗ.
Предлагаемые изменения федеральное законодательство и акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, позволят существенно повысить качество и уровень государственного регулирования цен по ГОЗ, что в свою очередь приведет к наиболее эффективному использованию бюджетных ассигнований.
4,500 руб.