Введение 3
1. Правовая природа института освобождения от наказания 7
1.1. Понятие освобождения от наказания 7
1.2. Основные виды освобождения от наказания 13
1.3. История становления института условно-досрочного освобождения 19
2. Общие положения об условно-досрочном освобождении в системе российского законодательства 28
2.1. Понятие, правовая природа института условно - досрочного освобождения 28
2.2.Основания и порядок применения условно-досрочного освобождения (на примере Смоленской области) 36
Заключение 59
Библиография 64
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
4,500 руб.
Из года в год перед государством стоит задача, направленная на обеспечение исполнения совершенствования исполнения наказаний и исправление лиц, совершивших преступления. С целью стимуляции правомерного поведения осужденных, отбывающих наказание, создан институт условно – досрочного освобождения. Долгие годы данный институт совершенствовался и претерпевал изменения.
Условно – досрочное освобождениена сегодняшний день считается комплексным межотраслевым институтом российского права. Вопросы, связанные с применениемусловно – досрочного освобождения,регламентированыстатьями 79, 93 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Далее – УК РФ) , так и с учетом положений статей 397, 399 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (Далее – УПК РФ) , статьями 9 и 175 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (Далее – УИК РФ) .
Следует заметить, что рассматриваемый нами институт условно – досрочного освобождения довольно часто применяется на практике, причем за последние годы количество освобожденных по УДО стало намного больше чем осужденных, отбывших свои сроки наказания в полной мере.
Если не брать во внимание помилование и амнистию, то условно – досрочное освобождение– это наиболее реальная возможность для осужденного выйти на свободу до окончания срока, установленного приговором суда, не отбывая весь назначенный срок полностью. Но для получения условно – досрочного освобождения соответствующему гражданину необходима квалифицированная юридическая поддержка профессионального адвоката.
Актуальными остаются вопросы законодательной регламентации оснований условно-досрочного освобождения. Изменения и пробелы в законодательстве не всегда эффективно влияют на общественные отношения, возникающие в процессе применения норм УДО.
Проблемами института условно – досрочного освобождения занималось и занимается множество ученых-юристов, например, в трудах В.А. Авдеева, Э.Т. Борисова, А.И. Васильева, Н.А. Крайновой, С.Н. Сабанина, В.В. Сверчкова, В.М. Сизякина, В.В. Скибицкого, В.В. Смышляева, Н.А.Стручкова, Ю.М. Ткачевского, В.И. Тютюгина, С.Я. Улицкого, А.Л. Цветиновича, Л.В. Яковлевой и других ученых.
Целью данной работы является изучение института условно – досрочного освобождения и анализ проблем, существующих в данном институте.
Необходимость достижения указанной цели породило решения ряда задач:
- раскрыть юридическую природу условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, иные меры уголовно-правового характера;
- рассмотреть исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
- проанализировать основания и условия применения условно- досрочного освобождения;
- рассмотреть правовые последствия условно-досрочного освобождения.
Предмет исследования – проблемы, возникающие как в теории так и на практике при применении условно – досрочного освобождения, на основании уголовного и уголовно – исполнительного законодательства.
Под объектом дипломного исследования понимаются общественные отношения, возникающие в ходе применения условно – досрочного освобождения от отбывания наказания.
Методология – это совокупность приёмов, способов, различных средств, которые помогают изучать предмет исследования. Методология нашего исследования представляет собой совокупность общенаучных и диалектических методов, которые дополняют друг друга и с помощью которых возможно разрешение поставленной цели и задачи курсового исследования. Системный, исторический метод и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и современных авторов в области уголовного, уголовно-исполнительного права.
Нормативно – правовую базу в изучении института условно – досрочного освобождения составили: международные стандарты в сфере обращения с осужденными, Конституция Российской Федерации (Далее – КРФ) , отечественное уголовное законодательство, уголовное российское законодательство и зарубежных стран, уголовно - исполнительное российское законодательство и зарубежных стран, подзаконные нормативные правовые акты, решения высших судебных органов.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав.
Первая глава - Правовая природа института освобождения от наказания – в главе исследуется непосредственно само понятие «условно-досрочного освобождения», основные подходы различных правоведов к этому понятию и к институту в целом, а также немного рассказывается об иных мерах уголовно-правового характера. Кроме того, прослеживается история возникновения и развития условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России, раскрываются исторические этапы условно-досрочного освобождения в России, но и в целом рассказывается как этот институт развивался в различные периоды времени, какие нормативно-правовые акты регулировали данный институт.
Вторая глава - Общие положения об условно-досрочном освобождении в системе российского законодательства – в главе раскрываются основания условно-досрочного освобождения и основные условия при которых осужденных может выйти по условно-досрочному освобождению. В главе приведена судебная практика по Смоленской области, связанная с применением условно-досрочных освобождения, различные нормативно-правовые акты, которые касаются условно-досрочного освобождения.
4,500 руб.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что условно-досрочное освобождение осужденных представляет собой прекращение исполнения санкций до истечения периода их окончания. Оно связано с достижением целей приговора.
В большинстве государств условно-досрочное освобождение допускается относительно санкций, касающихся лишения свободы. В ряде национальных правовых систем условно-досрочное освобождение используется и для других мер принуждения. Например, имеет место досрочное освобождение от условного наказания, исправительных работ, ограничений по военной службе, пребывания в дисциплинарной части и так далее.
В законодательствах большинства стран досрочное освобождение от условного наказания, тюремного заключения и прочих, предусмотренных нормами санкций, как правило, сводится к двум обстоятельствам:
- достижению цели принудительных мер.
- Отбытию некоторой части из назначенного периода.
При этом обычно условно-досрочное освобождение осуществляется не на исключительно формальных условиях, а исходя из особенностей личности и поведения виновного.
В УК РФ фактический период, который необходимо отбыть заключенному, зависит от тяжести содеянного:
- небольшая или средняя степень - 1/3.
- Тяжкое - 1/2.
- Особо тяжкое - 2/3.
Также в Кодексе предусмотрены специальные условия для отдельных составов. Например, осужденному, совершившему посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетних или террористические действия, установлен период в 3/4 или 4/5 от назначенного срока. При пожизненном заключении виновному необходимо отбыть не меньше 25 лет. По истечении этого периода он может написать ходатайство об условно-досрочном освобождении.
Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в России осуществляется по тем же основаниям, что и для взрослых лиц. Ключевыми для применения условно-досрочного освобождения выступают следующие критерии:
- становление виновного лица на путь исправления. Это определяется по его поведению во время фактического отбывания вмененного срока (добросовестное отношение к труду и обучению, активное участие в самодеятельности, воспитательных мероприятиях, отсутствие взысканий и так далее).
Степень исправления подразумевает критерии, которым должен соответствовать осужденный для достижения цели исправления. В ходе исследования было установлено, что понятие «степень исправления» законодательно не закреплено, а также и критерии для исправления осужденного четко и ясно не регламентированы законом, что дает повод судам делать ошибки при применении норм ст. 79 УК РФ .
- Признание судебным органом факта, что виновное лицо не нуждается в пребывании в исправительном учреждении до конца вмененного срока.
- Фактическое отбытие минимально установленного законодательством периода.
Особенность основания для применения УДО к несовершеннолетнему состоит в третьем критерии. В ст. 93 УК предусмотрен сокращенный по сравнению со взрослыми преступниками период фактического пребывания в исправительном учреждении:
- не менее 1/3 за деяния средней или небольшой тяжести.
- Не менее 2/3 за особо тяжкое преступление.
- Не менее 1/2 за тяжкое деяние.
Фактический срок отбывания не может быть при этом менее полугода. На период, оставшийся до окончания вмененного наказания, могут быть наложены определенные ограничения, установленные в ст. 73 УК РФ.
Освобожденный условно – досрочно обязан исполнять возложенные на него судом обязанности. Контроль, надзор за условно-досрочно освобожденными, а также оказание им необходимой помощи осуществляются специально уполномоченными государственными органами. Несоблюдение осужденным условий в период испытательного срока и, не доказавшего своего исправления, в оставшейся части срока наказания, может повлечь отмену условно – досрочного освобождения .
Для изменения в лучшую сторону ситуации с совершением новых преступлений лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, следует предпринять целый комплекс мер, в том числе и на законодательном уровне, в частности дополнить ст. 79 УК РФ соответствующей частью, содержащей прямой запрет на применение судом условно - досрочного освобождения к лицам, признанным рецидивистами, а также к лицам, совершившим особо тяжкое преступление;четко оговорить в ст. 79 УК РФ невозможность применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, не признавших вину в совершенном ими преступлении и не раскаявшихся в содеянном. Соответствующее разъяснение необходимо дать судам посредством постановления Пленума Верховного Суда РФ, изменив п. 6 действующего в настоящее время постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8.
Думается, что условно-досрочное освобождение осужденного, бесспорно, должно выступать как поощрительная норма уголовного права, однако применяться данная мера уголовно-правового характера должна к осужденным в исключительных случаях. Саму же процедуру освобождения от дальнейшего отбывания наказания необходимо из формальной превратить в строго регламентированный и не простой процесс, чтобы исключить элементарное попустительство со стороны уполномоченных должностных лиц при решении этого сложного вопроса.
Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания имеет сложную юридическую структуру, лишен правовой самостоятельности. Ему свойственна противоречивость норм.
Отсутствие единства во взглядах на его правовую природу, а также некоторые пробелы и недостатки в правовом регулировании и применении рассматриваемого института предопределили необходимость выработки его собственного определения.
По моему мнению, такой институт уголовного права, как условно-досрочное освобождение является межотраслевым институтом, регламентирующим основания, условия, а также порядок освобождения от отбывания наказания ввиду досрочной реализации целей уголовного наказания под угрозой исполнения не отбытой части наказания при несоблюдении условий освобождения.
Законодательством при разрешении вопроса о применении УДО четко регламентирован лишь срок фактического отбытия осужденным назначенного приговором суда наказания, после которого возможно его применение. Предлагаю разработать и перечень критерий оценки степени исправления осужденных для унификации применения норм об УДО. И учитывать эти условия в дальнейшем при совокупности.
Также, предлагаю разработать специализированную службу ресоциализации. В компетенцию сотрудников данной службы должны входить специальные функции по рассмотрению вопросов, связанных с укреплением положительных навыков поведения и успешную адаптацию в обществе.
И в заключении, хотелось бы отметить.Опыт зарубежных стран в применении института условно – досрочного освобождения существенно влияет на развитие института условно – досрочного освобождения в России.
Законодатель многих стран стремится ограничить или вовсе исключить применение условно – досрочного освобождения, считая, что осужденный должен полностью отбывать наказание за совершенное преступление, а не поощрять его за исправление в местах лишения свободы. В России институт условно – досрочного освобождения, наоборот, прогрессивно развивается и распространен в его применении среди осужденных, а также служит для них стимулом, для скорейшего их освобождения из мест лишения свободы и реабилитации в обществе.
4,500 руб.