Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к мышлению как психическому процессу в современной психологии 5
1.1.Изучения мышления в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Понятие и виды мышления 12
Глава 2.Изучение мышления в младшем школьном возрасте 15
2.1 Организация эмпирического исследования 15
2.2 Анализ результатов (по трем методикам), полученных при проведении диагностики индивидуальных проявлений мышления у детей младшего школьного возраста 25
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложение 34
1,500 руб.
Исследование мышления занимает важное место в таких науках как философия, психология, логика, физиология. Мышление - психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Мышление – это процесс познания мира, который тревожил умы ученых на протяжении многих лет.
Существует разные теории мышления в зарубежной и отечественной психологии. Развитием школьного мышления является актуальной проблемой в современном мире, так как с внедрением новых технологий и научно-технического прогресса существует потребность в высококвалифицированных специалистах в разных областях науки. Приоритетным направлением государственной политики является нахождение методик, программ, направленные на всестороннее развитие мышления школьников.
Мышление является предметом научного исследования психологов и педагогов на протяжении веков. Сегодня главным становится развивать личность ребенка, формировать его творческие способности, воспитывать личностные качества, мышления, поднимать интеллект. В трудах ученого Л.С. Выготского в школьном возрасте происходят определенные психические процессы, которые постепенно интеллектуализируются. В начальной школе к ученику предъявляют требования, которые необходимо выполнять. Чтобы ученик владел необходимыми умениями необходимо правильно развивать память, внимание, мышление, воспитывать ответственность, подчиняться организационным требованиям, умению слушать, наблюдать, запоминать, решать множество задач, проблем.
Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования: психологические особенности мышления младших школьников.
Гипотезой работы являлось следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.
Цель: изучить теоретическую часть, в практической части провести диагностику психологических особенностей развития мышления у младших школьников.
Задачи:1. Изучить литературу по теме исследования; 2. выявить актуальность темы развития мышления младших школьников; 3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления младших школьников.
Методы исследования:1. Изучить работы отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме; 2.Провести опрос родителей для выявления актуальности развития такого психического качества младших школьников как мышление; 3.Подобрать приемлемые в работе с младшими школьниками методики определения уровня развития мышления.
В работе используют следующие методики: методика «Логические задачи», разработанная А. 3. Заком, применяемая для проверки уровня знания и умения теоретического анализа, логического мышления и внутреннего плана действий у младших школьников; методика «Четвертый лишний», которая дает установить степень развития теоретических знаний, дает понимание интеллектуального развития ребенка, способность ребенка к рассуждению. В игре «Угадай-ка слово» проверяется формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.
Таким образом, мышление – это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях. От того каким образом развивают мышление зависит результат деятельности школьника.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1,500 руб.
Мышление – это процесс познания мира, который тревожил умы ученых на протяжении многих лет. Мышление – способность воспринимать, познавать, отражать действительность, понимать закономерности.
Существует разные теории мышления в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии вопросами мышления интересовались такие ученые как Гартли, Пристли, А. Бине, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер, Н. Ах, Жан Пиаже, Джером Брунер, Джона Уотсон, Эдвард Ли Торндайк, Вольфганг Келер, Майер, Меткаф и др.
В отечественной психологии мышление имеет новую трактовку как особый вид в человеческом познании.
Мышление посредством деятельности определяет противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания.
Ученые Сергей Леонидович Рубинштейн, Лев Семенович Выготский, Борис Михайлович Теплое, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, открыли связь между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления.
Мышление школьника должно проходить целенаправленно. Приобретая навыки овладения предметными действиями и речью, учащиеся могут самостоятельно решать сложные абстрактны задачи, требующие логическое мышление.
В процессе обучения усиливаются познавательные процессы у школьника, формируется наглядно-образное понимание предметов, словесно-логическое мышление. Главным является логика рассуждений. Школьник должен научится наблюдательности, умению слушать, запоминать, развивать внимание, иметь определенный объем знаний и навыков. Главным в обучении является интеллектуальная активность, подкрепляющая привычкой думать, любовью решать задачи.
Правильная организация мышления зависит от выбранной успешной программы для обучения, ежедневной нагрузки по предметам, правильной организации учебного процесса, от профессионализма учителей.
Учитель должен помочь детям понять правильно материал, доходчиво объяснив материал, так как процесс образования понятий идет очень длительно и представляет большие трудности для детей.
В практической части с использованием методик были определены уровни развития мышления младших школьников, проведен опрос родителей.
Младший школьный возраст это важный познавательный этап личности. Благодаря мыслительным процесса человек познает мир. У одного человека развито больше наглядно-действенное мышление, направленное на решение практических задач, в связи с чем у них проявляется практический тип мышления, у других - образное мышление и соответственно проявляется образный тип мышления или словесно-логическое мышление и имеет место логический тип мышления.
Изучая особенности мыслительной деятельности педагог может увидеть какую область мышления требуется развивать у детей для гармоничного развития личности. В этом и состоит актуальность проблемы, целью которой было изучить особенности мышления в младшем школьном возрасте.
Данная цель достигнута с помощью применения трех методик и решения следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. выявить актуальность темы развития мышления младших школьников.
3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления младших школьников и провести тестирование на примере 4 «Б» класса, состоящего из 26 человек.
Гипотезой работы являлось следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.
В работе были изучены теоретические подходы к мышлению как к психическому процессу в современной психологии, а также изучение мышления в младшем школьном возрасте.
В результате выявлена неравномерность видов мышления. Каждый школьник имеет свои психические процессы, индивидуальные особенности мыслительной деятельности, влияющие на уровень восприятия школьной программы. Учитывая данные особенности педагог сможет максимально возможно адаптировать всестороннее развитие личности к эффективному усвоению учебной программы.
Гипотеза доказана, цель и задачи работы достигнуты.
Таким образом, развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Для развития мышления необходимо больше уделять внимание к абстрактным логическим заданиям.
1,500 руб.