Введение 3
Глава 1. Содержательные и динамические характеристики мотивации виртуального общения в сети Интернет 8
1.1. Основные подходы к исследованию виртуального общения в сети Интернет 8
1.2. Основные подходы к исследованию мотивации общения 8
1.3. Специфика мотивации виртуального общения. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование 9
2.1. Ход и процедура эмпирического исследования 9
2.2. Содержательное обобщение эмпирических данных 17
Заключение 41
Литература 42
Приложения 51
4,500 руб.
Актуальность темы исследования: Виртуальное общение сложный, многоплановый коммуникативный межличностного общения, который так же как и традиционная общения зиждется на потребностях человека в аффилиации и альтруизме, однако процесс обмена информацией, интеракция, социальная перцепция и мотивация при виртуальном способе общения имеет ряд особенностей. В рамках виртуального общения в сети Интернет целесообразно изучать мотивацию людей по содержанию их публикаций, пользовательского информационного контента, частоты обмена информацией, периодичности обмена информацией в рамках единой тематики, оценки ее информативности в рамках целевой и аудиторной направленности и т.д.. Важнейшим параметром, при изучении мотивации пользователей сети Интернет в виртуальном общении является эмоциональная модальность общения, которая выступает, как семантическая категория действительного отношения говорящего к содержанию его высказывания. Мотивация, как неотъемлемый структурный компонент деятельности человека по Ломову Б.Ф. – это базисный, системообразующий фактор личности, определяемый, как отмечает Шорохова Е.В., как мощнейший внутренний детерминант, поведенческий регулятор, стимулирующий деятельную активность человека.
Благодаря подобному подходу к изучению мотивации можно проанализировать динамические и содержательные характеристики мотивации. Общая проблема мотивации человека, в частном случае - проблема мотивации виртуального поведения в сети Интернет, есть одна из знаковых проблем психологии личности. Вопрос широко представлен в многочисленных исследованиях отечественных (Ананьев Б.Г., Асеев В.Г., Асмолов А.Г., Бакшаева Н. А. Божович Л.И., Вербицкий А.А., Войскунский А.Е., Вилюнас В.К., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Додонов Б.И., Ковалев В.И., А.Н. Леонтьев, Ломов Б.Ф., Маркова А.К., Мясищев В.Н., Найденова Л.П., Рубинштейн С.Л., Хекхаузен Х., Целковский Е.А., Якобсон П.М., Ярошевский М.Г.) и зарубежных авторов Дж. Аткинсон, Д Бирч, К.В. Мадсен , Д. Наттин, Р Вхин и др..
Таким образом, проведенное исследование помогает не только выявить целевую установку пользователей сети Интернет в рамках виртуального общения, но и дает возможность качественного статистического общения, пользовательского отношения к содержанию Интернет высказываний в действительности.
Проблема мотивации виртуального общения в сети Интернет, как разновидности коммуникационной связи между людьми вариативна, влияет на социальную культуру общества в целом, психологическое здоровье нации и имеет высокую степень значимости в рамках современного социума. Виртуальная реальность становится основой для формирования языка, мышления, психологического, эмоционального, коммуникативного становления личности, может служить как для ее роста и развития, появления новых граней символьного общения, языка, эмоциональных и психологических окрасок, так и для деградации личности в части появления фобий, зависимостей, психологической незащищенности и т.д. Кроме того современная психология вынуждена включать в процесс изучения и освоения дополнительные информационные структуры, влияющие на базис познания человеческой личности и затрагивать в своем анализе новые, современные направления такие, как медиа- психология и Web-психология. Изучение которых происходит в виде медиа- исследования личности и медиа- влияния на нее психологии интернета в рамках информационного тоталитаризма. Именно этим обусловлена актуальность темы настоящего исследования, так как мотивация, есть не то иное, как психофизиологический процесс побуждения человека к действию и управляющий его поведением. Таким образом, корректно заданный вектор развития мотивации может повысить самоорганизацию, активность и стрессоустойчивость человека. К исследованию виртуального общения в сети Интернет обращены работы многих авторов таких как: Почепцов Г.Г., Реуцкий М.П., Понамарев П.А., Штырбу Е.Е., Стукас В.А., Чудова Н.В.. Наумов В.Б.. Вершин М.С., Чаусовский Г.А., Шамис Е., Никонов Е.С., Абрахам Маслоу, Клод Адриан Гельвеций, Аксак В. А., Казанцева А.С., Кристакис Николас, Фаулер Джеймс, Лана Каплан и другие. Достаточно широко в литературе представлены социальные исследования в разрезе особенностей деятельности психолога при изучении и анализе мотивации виртуального общения в сети Интернет, а так же связь психологии интернет общения с общественными проблемами, манипулированием массовым сознанием посредством глобальной интернет пропаганды, наличием стереотипной мотивации в рамках общей интернет зависимости. Особенности мотивации подобных неформальных средств интернет коммуникаций изучены недостаточно, так как проблема виртуального общения существует, что и определяет актуальность темы дипломной работы.
Противоречие и научная проблема Примером такого психологического противоречия является сформулированное Почепцовым Г.Г. противоречие в рамках анализа основ мотивации виртуального общения в сети Интернет. Оно состоит в том, что, современные средства медиа- коммуникаций несут в себе новые системы управления вниманием аудитории и могут служить прогрессивным базисом развития, однако проблему здесь можно сформулировать в форме утверждения: что при отсутствии должного уровня развития сознания человеческого индивида вовлеченного в процесс виртуального общения возможна деградация личности и манипулирование сознанием. Ответ на этот вопрос и должно дать планируемое исследование.
Объект исследования: Виртуальное общение в сети Интернет.
Предмет исследования: мотивация виртуального общения в сети Интернет.
Цель исследования: Изучить мотивацию виртуального общения пользователей в сети Интернет.
Гипотеза исследования: Методическое изучение продуктов деятельности позволяет выявить содержательные и динамические характеристики мотивации виртуального общения в сети Интернет; при этом в качестве продуктов деятельности можно рассматривать публикации пользователей интернет-ресурсов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к исследованию виртуального общения в сети Интернет;
2. Проанализировать основные подходы к исследованию мотивации общения;
3. Содержательно обобщить специфику мотивации виртуального общения в сети Интернет;
4. Теоретически обосновать перечень мотивов, обусловливающих сокращение опасности от Интернет- зависимости;
5. Раскрыть психологические особенности мотивации виртуального общения в сети Интернет;
6. Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения особенностей мотивации виртуального общения в сети Интернет посредством анкетирования и кратких Web on-line опросов по предмету исследования с применением метода анализа продуктов деятельности, в частном случае – публикаций пользователей, их комментариев, реакций на посторонние комментарии и т.д.;
7. Организовать и провести психологический эксперимент по изучению мотивации виртуального общения;
8. Провести количественных и качественных анализ эмпирических данных;
9. Проанализировать и содержательно обобщить, результаты -экспериментального исследования подтверждение или опровержение гипотезы.
Методы исследования: анкетирование и метод анализа продуктов деятельности.
Таким образом, в рамках инновационного интерактивного анкетирования по авторским опросным листкам в настоящей работе будет произведен анализ мотивации и причинно-следственное обоснование причин, особенностей и последействий виртуального общения в сети Интернет.
- анкетирование
- метод анализа продуктов деятельности
- включенное наблюдение
- естественный эксперимент
- методическое изучение продуктов деятельности
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, с подразделами в виде параграфов, содержащих информационно-аналитическую и практическую/экспериментальную части настоящего исследования, заключения и приложений. Общий объем текстовой части составляет ___ страниц, включает __ таблиц и __ рисунков. Список использованной литературы содержит __ наименование.
4,500 руб.