Введение 3
Глава 1. Основные аспекты использования метафор в психологическом консультировании 9
1.1. Метафора как средство работы психолога 9
1.2. Применение метафор в арт-терапии 23
1.3. Специфика работы со страхами клиента в рамках арт-терапии 45
посредством метафоры 45
Глава 2. Эмпирическое исследование применения метафор в арт-терапии 48
2.1. Организация эмпирического исследования, разработка программы психокоррекции 48
2.2. Анализ результатов исследований 57
2.3. Рекомендации по использованию действенных метафор, 69
апробированных автором в психологической деятельности 69
Заключение 76
Литература 79
Приложение 1: Индивидуальное психологическое консультирование -Дневника самоанализа 86
4,500 руб.
Актуальность темы исследования: Переживание эмоционального отторжения обществом в рамках личностного негативнизма восприятия концепции внутреннего «Я», чувства одиночества, общей неудовлетворенности отношениями в семье, наличие межличностных конфликтов, страхов, фобий, а так же низкая самооценка – вот далеко не полный спектр проблем, которые гармонизируются через стабилизацию психического состояния в рамках направления арт –терапии, которая. Помимо узко-смыслового направления с использованием элементов изобразительного искусства, данный вид терапии применим в качестве использования основ смысловой лексикологии – тое есть метафор, как полисемантического базиса, способного корректировать психосаматическое состояние личность. Таким образом, одним из направлений арт-терапии является: библио-терапия, драматерапия, а так же сказко-терапия в основе которых выступает психокоррекция посредством слова.
Сублимация, как основной защитный механизм психики человека в рамках процесса снятия внутреннего напряжения, возникающего при проблемах эмоционального восприятия, под воздействием таких негативных факторов, как: стресс, депрессия, ухудшение настроения, снижение уровня эмоциональной неустойчивости, импульсивности и повышенной остроты реагирования - это специфическая проблема, которая обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, развитие способностей самовыражения и самопознания на символическом уровне и корректировка существующей психологической проблемы возможна лишь с применением комплексного подхода-спектра терапевтических мер, направленных на обще-духовную стабилизацию состояния личности. Это возможно не только посредством арт техник, но и в тандеме с телесно-ориентированной психотерапией, как совокупной борьбе и профилактике с неврозов через процедуры телесного контакта.
Практико-ориентированное психологическое консультирование и психотерапия, как вид психологической помощи клиенту в период стресса, различных видов расстройств, моментов ситуативного измененного сознания, возникновения межличностных конфликтов ориентировано на преодоление психологом и самим клиентом проблем психологического характера, путем совокупности различных способов психологического воздействия, самоконтроля и самоанализа.
Психологическая помощь базируется на принципах осознания проблемы, выявления поведенческих мотивов, принятия конструктивных способов овладения ситуацией. Большинство психотерапевтических направлений практикуют использование метафоры, как базового средства коммуникативного воздействия в рамках гештальт-терапии, нейролингвистического программирования (НЛП), гуманистического и экзистенциально-ориентированного подхода, а также в рамках гипнотических подходов, таких, как, эриксонианство.
Таким образом, метафора, выступает, как средство консультирования и демонстрирует важность диахронического анализа ее использования при психологическом консультировании, и в бытовой речи (легенды, притчи, басни, библейские тексты и т.д.), в синхроническом контексте – как метод когнитивной оптимизации принятия конкретизированных тактик и профессиональных задач психолога. Коммуникативный вес метафоры определяется не только ее релевантности в области собственно профессионального психологического общения, но и в плоскости общих интеракций, где метафорическое переосмысление проблемных сегментов бытия облегчает восприятие процесса, гармонизирует взаимодействие, что весьма актуально в конфликтогеном коммуникативном пространстве современного общества. Следовательно, в широком смысле метафору можно понимать, как общетерапевтическую меру в контексте комплексного психологического взаимодействия.
Метафора, как средство работы психолога в психологическом консультировании или самодиагностике, обладает важнейшим качеством доносить смысл поучения в виде: «дружеского поучения», «псевдо- самостоятельного осознания проблемы», то есть плавно подводит клиента к решению существующей у него психологической проблемы, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Доказано, что при появлении признаков эмоциональной значимости истории, похожести на собственную ситуацию, для клиента – метафора воспринимается с меньшей степенью отторжения и негатива, что и делает их применение максимально комфортным в техниках арт-терапии, работе со страхами, при устранении синдромов послеродовой депрессии и т.д.
Последние исследования отечественных и зарубежных специалистов в вопросе использования метафор в рамках психологического консультирования делали акцент на проблеме сущности консультационной деятельности практикующих психологов (Стишенок И.В., Шиманская А.С., Баранов А.Н., Сонтаг С., Дж. Лакофф и М. Джонсон, Н. Д. Арутюновой).
К исследованию настоящего вопроса обращены работы многих авторов: Добряков И., Никольская И., Эйдемиллер Э., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.Б Киселева М.В., Копытин А. И., Лебедева Л.Д., Гроф С., Рассел П., Ласло Э. и других.
В работах учитывались методы разработки и внедрения консультационных изменений в вопросе использования метафор в психологическом консультировании (Ф.Хмиль, Шерман Р., Фредман Н.), построении отношений между психологом, проводящим консультацию и клиентом (В.Верба, Лидерс А.Г., Келиш Эбби), учитывались особенности построения процесса психологического консультирования в целом (Ю.Молчанов, В. Гуриевська). Кроме того, метафора позволяет решить проблему профессионального обучения специалистов в достижении личностной или профессиональной цели, в том числе целей обучении и профессионального роста в программах тренингов – коучинга (С.Броникова, Аткинсона М., Будза А.В., Медведева И.В.,Щетинин М.Н., Ситель А.Б.) и др.
Важно отметить, что в настоящей работе, помимо описания стандартизированных, традиционных подходов к проблеме исследования, производится также рассмотрение вопроса через призму самоанализа в рамках телесно-ориентированной психотерапии, как базового контактного инновационного психотерапевтического направления, повышающего эффективность воздействия метафоры на организм. Принцип подобного комплексного подхода заключается в анатомической связи между органами чувств.
Так физическое стимулирование кистей рук, само-массаж, пальцев элементы йоги и каланетики, благодаря физиологической близости нервных центров к моторной зоны к коре головного мозга, снимают мышечный зажим, обеспечивают приток крови к голове, обеспечивая тем самым дополнительное воздействие эмоцию, снижая на переживание, комплексы. Так телесная спастика и напряженность мешает контролю за мыслями, а осознание телесных ощущений при телесных практиках дает понимание человеком собственных чувств и эмоций.
Целью подобного тактильно-эмоционального подхода к проблеме исследования явилась всесторонняя проработка проблематики возможного возникновения у клиентов невротических расстройств, как элемента дородовой подготовки к роли матери и профилактики послеродовой депрессии.
Противоречие и научная проблема связана с поиском эффективных способов оптимизации использования метафор в психологическом консультировании, а также повышения путей адекватности принятия психологических решений в вопросе подбора способа взаимодействия с клиентом при дородовой подготовке и профилактике послеродовой депрессии.
Эффективность подбора психологом максимально полного спектра средств коммуникационного взаимодействия на клиента является базисном современных реалий и зависит от пластичности/ригидности стратегий психолога. Иными словами применение только узко профильных тактик консультирования, например, с использованием исключительно приемов арт-терапии, не целесообразно, так как современные тенденции развития диктуют нами именно гибридный мульти подход к любой проблеме.
Это происходит с целью повышения эффективности терапии, подтверждая, в свою очередь, что только комплексный подход к использованию метафор в психологическом консультировании позволяет повысить качество и эффективность психологической помощи в целом и в данном случае выступает как метод когнитивно-коммуникативной и деятельно- познавательный метод самопознания и личностной само- регуляции.
Объект исследования: Использование метафор в психологическом консультировании.
Предмет исследования: метафора, ее использование в психологическом консультировании.
Цель исследования: проанализировать, изучить возможности метафоры, оценить пути использования ее в психологическом консультировании.
Гипотеза исследования: Использование метафор, как способа словесной семантической замены в психотерапии и консультировании, является средством взаимопонимания между специалистом и клиентом, так как смысл, высказанный с ее помощью, передает информацию, несущую в себе способ устранения психологической проблемы, не доступный для передачи иным средством коммуникативного, аллегорического психологического воздействия.
Задачи исследования:
• Проанализировать основные подходы к использованию метафор в психологическом консультировании;
• Содержательно обобщить специфику и раскрыть сущность метафоры в психологическом консультировании как один из способов нейролингвистической технологии и личностного роста.
• Дефонировать метафору с угла зрения нейролингвистических практик;
• Описать когнитивно-коммуникативную сущность метафоры;
• Довести ее естественную технологическую действенность;
• Предложить перечень действенных метафор, апробированных автором при проведении психологического консультирования.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав с подразделами в виде параграфов.
Главы содержат теоретическую и практическую части настоящей дипломной работы, заключение и приложения.
Общий объем текстовой части составляет 93 страницы машинописного текста, включает 4 таблицы и 4 рисунка. Список использованной литературы содержит 81 наименование.
4,500 руб.
Настоящее исследование подтвердило, что метафора дает возможность повышения внутреннего уровня коммуникации в разрезе телесного опыта. Так, по мнению М. Эриксона [10], психотерапевтические техники, активно использующие метафору позволяют не только диагностировать и принять к сведению симптомы болезни, но произвести корректировку и применить данный элемент арт-терапии в качестве и психотерапевтической стратегии лечения. Такой процесс назван «утилизацией симптоматики». В медицинской психологии существуют различные взгляды на происхождение и лечение симптомов, как процесса проявления травмирующих переживаний в прошлом, которые не позволяют получать клиенту высокий уровня самоудовлетворения. Так травмирующие человека ситуации, происходившие например в детстве, можно устранить путем возврата к начальной проблеме, вызвавшей переживание. Метафора позволяет осуществить подобный возврат в купе с самопознанием и самоанализом. Подобный психоаналитический подход возможен как в пассивной форме, так и в ходе сильного эмоционального воздействия (например, терапия с В. Райх, по А. Янов, биоэнергетическая терапия и другие). Однако в любой из выбранной психологом методологии главным элементом психотерапевтического воздействия является возврат к первопричинам стресса, травмы, ставшей причиной эмоционального спада или расстройства личности.
Другая теория рассматривает симптомы как результат ошибок на разных этапах жизненного пути личности (то есть в ее прошлом или настоящем). Специалисты, которые придерживаются этой теоретико- методологической базы, считают, что первоначальная причина заявленной проблемы является несущественной, и терапевтический процесс необходимо строить исходя из реалий настоящего времени. Согласно цель терапевтического процесса должна быть направлена на создание (строительство) новых познавательно чувственных структур, которые помогут человеку переучиться (модификация поведения, реструктурирование познавательного процесса, перепрограммирования).
По итогам проведенного в работе исследования в рамках самоанализа и практик телесной терапии задачи, поставленный нами в начале исследования были решены. В работе проанализированы основные подходы к использованию метафор при психологическом консультировании, а так же произведено смысловое и содержательное обобщение специфику применения данного вида арт-терапии. Раскрыт сущность метафоры в психологическом консультировании, которая определена, как один из способов нейролингвистической технологии в рамках психологической коррекции и персонального личностного роста. В работе произведено не только дефонирование метафоры, то есть раскрытие смысловой понятийной нагрузки, но и рассмотрение вопроса с позиций нейролингвистических практик, позволяющих подтвердить когнитивно-коммуникативную сущность метафоры. Таким образом, естественная технологическая действенность метафоры, определенная в процессе работы, полностью доказана.
Посредством метафоры достигается не только описание существенных и отличительных признаков предметов или явлений, но и достигается эксплицирующее значение термина с привязкой к экстенсионалу (объекту) аналитики , либо интенсионалу (признаку на базе которого достигается наиболее доступное сравнение). Таким образов границы применения метафор не строго определены и позволяют производить классификацию по разным основаниям: 1) по выполняемой функции метафор (реальные: определение предметов, явлений либо номинальные: введенные для образования современных смысловых форм).
2) по способу раскрытия смыслового содержания: явные присущие предмету или явлению, описываемому в метафоре или неявные, косвенно связанные с анализируемыми явлениями в части аналитики атрибутивно-реляционных и видовых признаков относящихся к конкретному арт- терапевтическому объекту. Все это позволило не только осуществить личностный самоанализ в процессе подготовки к беременности и родам и предотвращению послеродовой депрессии, но и предложить перечень действенных метафор, апробированных автором при проведении психологического консультирования. Психонейрофизиологический взгляд на симптоматику стрессов позволяет принять метафору, как действенный элемент терапии. Посредством данного направления в арт-терапии можно корректировать некоторый поведенческие и органические компоненты.
При исследовании этиологии болезни клиента, в части подбора метафоричного инструментария, разумеется важно учитывать генетические и биохимические факторы развития клиента и среду из которой 2вышел» клиент, чтобы достигнуть максимальной степени доверия. Таким образом, при использовании метафор, как одной из составляющих лечебного процесса, важно всестороннее рассмотрение проблемы. Так М. Эриксон говорил о важности скорейшего устранения/ ослабления симптоматики прежде погружения в исследование психодинамических факторов болезни и в этом случае выполняет роль первичного диагноста и помогает облегчению ситуации в упрощенном режиме. Таким образом, гипотеза исследования, об использовании метафор, как способа словесной семантической замены в психотерапии и консультировании подтверждена. Работой доказано, что метафора есть базис взаимопонимания между специалистом и клиентом, позволяющий снять вопрос ведущий к возникновению проблемы в более доступной форме, чем иное средство коммуникативного, аллегорического психологического воздействия. Следовательно метафора выступает, как утилизатор выраженных симптомов.
В данном случае арт-терапия в рамках использования метафор, как средства психологического консультирования подразумевает уместность такого подхода с учетом аналитики индивидуальной специфики каждого клиентского в рамках позитивного самопознания, сильного эмоционального потрясения, либо иного вида психологической реконструкции поведенческой модели с учетом интересов клиента.
4,500 руб.