Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственных закупок в системе здравоохранения 7
1.1. Управление закупками в сфере здравоохранения 7
1.2. Формы взаимодействия институтов государственной власти, гражданского общества и бизнес-структур в здравоохранении 12
1.3. Особенности закупок для нужд государственных учреждений здравоохранения 17
Глава 2. Анализ деятельности ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г.Владимира 28
2.1. Характеристика ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г. Владимира 28
2.2. Анализ порядка осуществления закупок ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира 34
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию закупочной деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира 43
3.1. Основные проблемы взаимодействий ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира и СМП 43
3.2. Пути совершенствования оказания услуг субъектами малого предпринимательства для нужд ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» 56
Заключение 62
Список использованной литературы 68
Приложения 73
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. Мировая практика показывает, что в экономически развитых странах государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики за счет селективной поддержки предпринимательства. Государство, посредством государственных закупок, имеет возможность целенаправленного влияния на предпринимательство, что может быть использовано в современных посткризисных условиях для придания динамики и направления развития экономики в целом.
Система государственного заказа представляет собой совокупность отношений между заказчиками, органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, участниками размещения заказов, возникающие при планировании, размещении государственных заказов, а так же заключении и исполнении контрактов.
Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования предпринимательства. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров, работ услуг для общественных нужд.
Как показывает мировая статистика общая тенденция роста затрат на медицинское обслуживание обусловлена с одной стороны демографическими сдвигами, с другой - растущей стоимостью новых медицинских технологий.
Необходимость сдерживать расходы стала реальностью для многих систем здравоохранения. Формирование качественной системы государственных закупок, ориентированной на результаты лечения, может стать эффективным инструментом развития здравоохранения в условиях дефицита финансирования.
На закупку медицинских изделий государством выделяются серьезные финансовые средства. Так, за первую половину 2015 году объем закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд увеличился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года: с 96,9 до 132,2 млрд. руб. В связи с этим этот сегмент оказался в наибольшей степени подвержен рисками при проведении государственных закупок.
Как известно до 1 января 2014, закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулировался Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, однако, в ходе применения 94-ФЗ на практике было выявлено множество недостатков, в связи с этим, последние несколько лет велась разработка нового закона, итогом которого стал Закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Но даже после принятия нового закона в настоящее время в него вносят множество поправок: заказчиков обязали планировать, обосновывать и нормировать закупки, ужесточился контроль, установлены дополнительные требования к участникам закупок.
Процесс закупок формально стандартизирован, но нет возможности его оптимизировать в отсутствии важных структурных составляющих. Практика применения различных закупочных процедур пока не развита, хотя в законодательстве предусмотрена возможность проведения конкурсов, в основном используется механизм электронного аукциона, где главным критерием является цена, а процедуры конкурентных переговоров в законодательном поле вообще нет. Также после вступления в силу нового законодательства государственные закупки остались гонкой за снижением цены. Для экономического процветания России нужно стремиться к «качественной», а не «ценовой» конкуренции, в том числе в сфере контрактной системы.
Поиском решения некоторых из вышеуказанных проблем и обусловлена актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучению различных направлений влияния государственного заказа на предпринимательство, посвящён достаточно широкий круг исследований как зарубежных, так и отечественных учёных.
Зарубежные авторы, исследовавшие вопросы контрактных отношений –П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, Д. Норт, Л. Мизес, О. Уильямсон, Дж. Ходжсон и др.
Проблемы теории развития предпринимательства и государственного заказа нашли отражение в трудах таких зарубежных учёных как М. Портер, П.Самуэльсон, Дж. Стиглиц Й. Шумпетер и др.
Общие вопросы организации государственных закупок освещались В.И.Смирновым, Д.А.Абдрахимовым, А.А.Гладковым, Н.В. Нестерович, И.М. Ахметзяновым и др.
Вопросы формирования и развития государственной контрактной системы, в том числе на региональном уровне, с учетом взаимодействия государства и бизнеса, представлены во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Базовые положения теоретико-методологического характера по данным направлениям исследований сформулированы в трудах Л.И. Абалкина, Е.М. Бухвальда, В.Г. Варнавского, А.В.Виленского, Я.И. Кузьминова, Н.В. Нестеровича, Ю.В. Росляка, В.И. Смирнова, И.И. Смотрицкой, А.В. Шаронова, Е.Г. Ясина и др.
Целью исследования является анализ системы организации государственных закупок и разработка предложений по ее совершенствованию на основе взаимодействия государственного бюджетного учреждения с субъектами малого предпринимательства на примере ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимира.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственных закупок в системе здравоохранения;
- провести анализ деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира;
- выявить основные проблемы взаимодействий ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира и СМП;
- рассмотреть пути совершенствования оказания услуг субъектами малого предпринимательства для нужд ГБУЗ ВО «ГКБ СМП»;
- разработать рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира.
Объектом исследования выступает ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования и поддержки малого предпринимательства в рамках системы государственного заказа в сфере здравоохранения.
Теоретическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, труды российских и зарубежных учёных, занимающихся изучением проблем обеспечения общественных потребностей, государственного регулирования предпринимательства, управления государственными заказами, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.
Методы исследования: экономический анализ, методы экономической статистики, а также всеобщие методы исследования - описательный, анализ и синтез, обобщение, наблюдение, моделирование, прогнозирование, научная абстракция.
4,500 руб.
Целью данного исследования был анализ системы организации государственных закупок и разработка предложений по ее совершенствованию на основе взаимодействия государственного бюджетного учреждения с субъектами малого предпринимательства на примере ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимира.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы государственных закупок в системе здравоохранения; проведен анализ деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира; выявлены основные проблемы взаимодействий ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира и СМП; рассмотренеы пути совершенствования оказания услуг субъектами малого предпринимательства для нужд ГБУЗ ВО «ГКБ СМП»; разработаны рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Управление закупками в сфере здравоохранения характеризуется качественными и количественными изменениями в содержании, структуре, технологиях управления.
В зависимости от характера заданных параметров и критериев ожидаемого результата осуществления закупок для обеспечения нужд медицинских организаций управление закупками позволяет достичь существенных преобразований в исследуемом процессе, а зачастую и обуславливает ожидаемые изменения. Современному этапу управления закупками в сфере здравоохранения характерны его интеграция с общей теорией и практикой управления.
2. Значительную помощь утверждению навыков партнерства в здравоохранении может оказать разработка организационных технологий, направленных на расширение разнообразия институциальных форм такого партнерства, техническая и юридическая поддержка СМП со стороны государственных учреждений, а также помощь в ведении бухгалтерской отчетности.
3. Как муниципальное учреждение «Городская Клиническая Больница Скорой Медицинской Помощи» г. Владимира является лечебно-профилактическим учреждением.
Предметом деятельности учреждения является оказание экстренной неотложной и плановой медицинской помощи населению г. Владимира, Владимирской области и других регионов. Медицинская помощь больным и пострадавшим оказывается 24 часа в сутки. В настоящее время в больнице трудится 534 сотрудников, из них – 107 врачей и 247 медицинских сестёр.
Это говорит о том, что больница требует большого ресурсного обеспечения. Во-первых, это касается медикаментов. Учреждение должно обеспечить своих больных необходимыми для лечения лекарственными средствами, химическими реактивами и расходными материалами.
Также бывают сезонные болезни, например, ОРВИ и грипп в зимнее время, которые требуют дополнительных затрат на медикаменты, химические реактивы и дезинфицирующие средства, сбалансированное лечебное питание. На территории находится пищеблок, с помощью которого учреждение самостоятельно обеспечивает себя питанием, происходят закупки продуктов питания.
Также закупаются работы и услуги: услуги связи, коммунальные услуги, медицинские исследования, ремонт оборудования, работы и услуги по содержанию имущества. Для оперативного выявления заболеваний на ранней стадии появляется необходимость в оснащении учреждения современным медицинским оборудованием.
4. В результате аналищза закупочной деятельности ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимира выявлено, что практический интерес больницы лежит в плоскости закупки медицинских изделий, оборудования и медикаментов по интересующим учреждение товарным знакам.
Не менее важным является решение вопроса о том, можно ли на законных основаниях уточнять требования: по конкретной модели закупаемого оборудования; по его комплектации; по наличию запасных деталей; по его цветовому исполнению.
Следует уяснить, что ФЗ-223 разрешает подобные уточнения в документации. Тем не менее, по правилам закупки отдельных заказчиков можно встретить ожесточенные условия.
В частности, товарный знак может не упоминаться или употребляться с отметкой «или эквивалент». Если положение не содержит каких-либо ограничений, то учреждение, работающее в рамках закона ФЗ-223, имеет право упоминать товарный знак, называть конкретного производителя или комплектацию. Более того, ФЗ-223 дает возможность на законных основаниях упоминать страну производителя расходных материалов, медикаментов или врачебного оборудования, которые необходимы заказчику.
Все перечисленные правила актуальны не только для закупок в сфере здравоохранения инструментов и медикаментов, но и для перечня специфических работ или услуг, связанных с профессиональной деятельностью медицинского учреждения.
5. Основными проблемами, возникающими в процессе управления закупками, являются следующие:
1) сложность в составлении технического задания к товару, заключающаяся в том, чтобы не нарушить законы о конкуренции и прописать нужные характеристики товара;
2) недостаточное финансирование;
3) сложный процесс согласования с местными органами самоуправления;
4) невыполнение своих обязательств со стороны поставщиков.
5) спорные моменты в вопросах допуска или отклонения поставщиков;
6) большое количество дополнительных постановлений.
Для СМП в системе взаимодействия с ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимира возникают проблемы системы и организации государственных закупок:
• отсутствие достаточной конкуренции в торгах. Как правило, среднее количество поставщиков колеблется от 2 до 3. Достаточно часты случаи проведения конкурса с одним участником;
• отсутствие прозрачной и ясной информационной базы по закупкам. Достаточно часты случаи недостаточной информации и искажения достоверных сведений при проведении тендеров;
• отсутствие централизованного контроля и государственного аудита. Проверками системы госзакупок занимаются различные контролирующие структуры: правоохранительные органы, Счетная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба, Росфиннадзор, Минэкономразвития.
6. В результате проведенного исследования разработаны следующие рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности ГБУЗ ВО «ГКБ СМП» г.Владимира:
1. Расхождений в документации и проекте контракта быть не должно. Перед тем как разместить извещение, необходимо проверить, не входит ли предмет закупки в аукционный перечень.
Ведь если товар в этом списке есть, то альтернативой аукциону может быть только запрос котировок, запрос предложений или закупка у единственного поставщика (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых услуг контрольные органы также посчитают ограничением прав участников закупок.
2. Размер штрафа надо четко определить еще в проекте контракта. Он зависит от цены: чем она выше, тем меньше процент.
3. Объединение в один лот поставки и тех.обслуживания медицинских изделий, техники оборудования неправомерно.
Таким образом, в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд необходимо избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
4. Необходимо создать систему профотбора компаний малого предпринимательства. Тогда, действительно, деньги могут дойти до реальных представителей СМП. Решающими критериями при отборе поставщиков работ, товаров и услуг должны стать их опыт работы в данной сфере, наличие портфолио, технических мощностей, оборудования и других ресурсов, необходимых для исполнения подряда.
Следует отметить, что подавляющее большинство вышеуказанных проблем возможно решить лишь на федеральном уровне путем внесения поправок в существующие нормативные акты, а также принятия новых более эффективных с практической точки зрения нормативных документов в сфере закупок. 7. Малое предпринимательство в России законодательно регламентируется в качестве самостоятельного сегмента относительно недавно, в этой связи оценка потребностей, перспектив развития и потенциала роста данного сектора в нашей стране является достаточно сложной задачей. В тоже время мировая практика показывает, что СМП – это важный фактор экономического роста и стабильности социально-экономического развития.
Поставленная российским правительством цель активного привлечения предприятий малого бизнеса к закупочной деятельности предприятий государственного сектора должна привести к получению значительного социально-экономического эффекта. По нашему мнению, участие СМП в закупках ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимира приведет к увеличению мобильности при расширении ассортимента закупок, в том числе закупок медицинской продукции.
4,500 руб.