Введение 3
1. Теоретические основы внеклассной работы по физике в средней школе 6
1.1. Система внеклассной работы, ее цели и принципы 6
1.2. Методика организации внеклассной работы по физике 11
1.3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий 30
2. Роль А.Г. Столетова в становлении современной физики 40
2.1. Биография ученого-физика А.Г. Столетова 40
2.2. Исследование Столетовым явления фотоэффекта 46
2.3. Исследование Столетовым намагничивания мягкого железа 51
2.4. Современная теория фотоэффекта 54
3. Методическая разработка экскурсии в музей Столетовых в 11 классе при изучении фотоэффекта 58
3.1. Цели, задачи и содержание экскурсии 58
3.2. Проведение конференции об А.Г. Столетове 67
3.3. Обсуждение экскурсии и конференции с учащимися, подведение итогов 72
3.4. Оценка влияния экскурсии на усвоение учениками темы «Фотоэффект» 73
Заключение 78
Список использованной литературы (не старше 2012 года) 81
Блок-схема 85
4,500 руб.
Содержание образования на старшей ступени средней школы в первую очередь определяется разработкой новой структуры учебных планов, ориентированных на обеспечение профориентации и специализации старшеклассников. Однако немаловажная роль в организации учебно-воспитательного процесса должна быть отведена так называемой «второй половине» дня, находящейся за рамками учебного расписания. Это касается практически всех предметов.
Любые формы внеурочной работы (самостоятельной, исследовательской и т.д.) возможны только на основании прочного фундамента, заложенного в ходе «традиционных» уроков физики, на которых в достаточно стандартной форме излагаются, изучаются и контролируются основные программные вопросы — т.е. основные законы, методы физической науки, без которых любые самостоятельные «исследования» являются безосновательными и бессмысленными.
Актуальность темы исследования состоит в том, что внеклассная работа позволяет отойти от традиционной школьной задачи (вложить в сознание обучаемого определенный набор «знаний, умений, навыков»), перейти к формированию личности, способной самостоятельно грамотно ставить проблему, формулировать соответствующую проблему, искать пути ее разрешения.
С нашей точки зрения, основной целью такой работы является поиск методов, с одной стороны, способствующих более твердому усвоению основного учебного материала, а с другой — формированию «личности» исследователя, личности, не удовлетворяющейся имеющимся набором постулатов и их следствий, а стремящейся глубоко понять их сущность, взаимосвязи и проявления среди многочисленных побочных факторов, их рамки применимости. Не секрет, что процесс обучения должен учитывать набор психологических, возрастных, личностных качеств учащихся, поэтому невозможно найти некую «абсолютную» форму работы, которая была бы приемлема абсолютно для всех учащихся, следовательно, эти формы должны быть многообразны, ориентированы как на личность обучаемого, так и на личность обучающего.
Цель работы заключается в изучении внеклассной работы по физике, как средства формирования познавательной деятельности у учащихся в средней школе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть теоретические основы внеклассной работы по физике в средней школе;
• разработать методическую форму экскурсии в музей Столетовых (на примере 11 класса средней школы № 19 г. Владимира);
• разработать предложения по совершенствованию внеклассной работы по физике в средней школе.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрыты теоретические основы внеклассной работы по физике в средней школе. Описана общая система внеклассной работы, ее цели и принципы. Детально раскрыта методика организации внеклассной работы по физике, а также ее взаимосвязь с классными занятиями.
Во второй главе проведен анализ организации внеклассной работы по физике в школе № 19 города Владимира. Особое внимание уделяется формам внеклассной работы, повышающим компетентность учащихся по предмету. Отдельно изучается отбор физического материала и применяемые в ходе внеклассных занятий методики работы.
В третьей главе разрабатываются предложения по совершенствованию внеклассной работы по физике в средней школе. Предложения касаются планирования и проведения экскурсий, реализации межпредметных связей и физических игр как способа повысить интерес учащихся и активизировать их мышление.
Практическая значимость исследования состоит в использовании разработанных предложений и рекомендаций в учебной деятельности школы, что позволит осуществить компетентностный подход к изучению физики, рекомендуемый новыми ФГОС, повысит интерес учащихся и сыграет роль в предпрофильной и профильной ориентации учеников.
Теоретической основой исследования послужили работы российских педагогов С.Г.Ковалевой, О.М.Ивановой, Н.Ю.Баталевой, Е.В.Стрелецкой, В.В.Крылова, А.В.Леоновича, А.В.Усовой.
4,500 руб.
Систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по физике углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально - ценностное отношение к миру и к себе.
В дипломной работе проанализировано внеклассная работа по физике с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учета уровня информационной грамотности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками физики, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по физики.
Кроме того, проанализированы цели и задачи внеклассной работы по физике. Целями внеклассной работы по физике являются: развить познавательный интерес учащихся по физике, закрепление полученных знаний, приобретение новых знаний, углубление навыков сам работы, подведение итогов работы обучения школьников, дети получают дальнейшие ориентиры (в т.ч. проф. ориентация), развитие ума, смекалки, гибкости и нестандартности мышления и т.п. (развитие абстрактного, логического мышления), стимулирование интереса учащихся к изучению предмета, всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально - волевую и духовно - нравственную сферы.
Внеклассная работа по физике решает такие задачи: закрепление знаний, полученных на уроках, через выполнение конкретных практических работ, изучение возможностей компьютера и программных средств с целью приобретения умения:
а) определять, возможно ли выполнение конкретной задачи на компьютере;
б) выбирать наиболее подходящее программное обеспечение для конкретной работы;
в) разработки общего алгоритма выполняемой работы;
г) изучение новых программных средств, необходимых для выполнения практических работ, изучение работы с внешними устройствами и обслуживающими программами, необходимыми для работы (модем, сканер, принтер и т.д.).
Анализ содержания внеклассной работы по физике показал, что оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала.
Опираясь на общую теорию развития мотивов учения, мы систематизировали опубликованное в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении физики.
Во внеклассной работе по физики имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, а также при выполнении творческих домашних заданий.
Вторая глава дипломной работы посвящена разработке экскурсии в дом-музей Столетовых во Владимире для одиннадцатиклассников при изучении темы «Фотоэлемент». Разработаны цели и задачи экскурсии, содержание, методы активизации внимания учащихся.
Подробно описана подготовка к экскурсии, а также работа по итогам мероприятия. Анализ результатов показал, что детям нравится такая форма изучения учебного материала, а уровень знаний, которые демонстрируют ученики, выше по сравнению с контрольной группой.
4,500 руб.