ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ 5
1.1 Народная игрушка как вид декоративно-прикладного искусства. 5
1.2 Отбор содержания и организации работ по ознакомлению старших дошкольников с народной игрушкой. 18
1.3 Педагогические условия ознакомления детей 7-ого года жизни с народной игрушкой. 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ НА БАЗЕ МБДОУ №91 Г. ВЛАДИМИРА 33
2.1 Выявление начального уровня сформированности представления детей о народной игрушке. 33
2.2 Организация работы по ознакомлению детей 7-ого года жизни с народной игрушкой. 41
2.3 Анализ эффективности проведения работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………...71
4,500 руб.
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.
Актуальность темы исследования связана с тем, что народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, была продуманной и многоплановой игрушка. Игрушка воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой.
Целью данной работы является создание педагогических условий для ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой.
Для достижения цели будут решены следующие задачи:
• раскрыты теоретические основы ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой;
• проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогических условий ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой на базе МБДОУ №91 г. Владимира.
Гипотеза исследования. Создание педагогических условий повышает эффективность ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой и положительно влияет на развитие игровой деятельности детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты будут использованы в работе дошкольного учреждения. Опыт также может быть использован для пополнения методического кабинета и расширен посредством обмена опытом с коллегами на научно-практических конференциях.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком источников и приложениями.
В первой главе раскрываются теоретические основы ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой. Дано определение и особенности народной игрушки как вида декоративно-прикладного искусства. Описан отбор содержания и организация работы по ознакомлению старших дошкольников с народной игрушкой, а также необходимые для этого педагогические условия.
Во второй главе обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по ознакомлению старших дошкольников с народной игрушкой на базе МБДОУ №91 г. Владимира. Выявлен начальный уровень сформированности у детей представлений о народной игрушке. Описана организация работы по ознакомлению детей 7-ого года жизни с народной игрушкой, а также проведен анализ эффективности проведенной работы.
Приложение содержат описание результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
База исследования – МБДОУ №91 г. Владимира.
4,500 руб.
На основании темы нашего исследования: «Педагогические условия ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой» нами была выдвинута гипотеза, которая была конкретизирована следующим образом: создание педагогических условий повышает эффективность ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой и положительно влияет на развитие игровой деятельности детей.
На основании данной гипотезы нами была определена следующая цель исследования: разработать мероприятия по созданию педагогических условий для ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой.
Изучив теоретический материал по ознакомлению детей с народной игрушкой, можно сделать следующие выводы.
Народная игрушка – замечательное культурное наследие. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали детей, они проверены детской любовью, детской игрой. Игрушки каждого народа имеют собственные педагогические, художественные традиции и технические способы исполнения, простые и ясные. Эти традиции, с одной стороны, интернациональны, с другой – имеют черты, создаваемые национальным своеобразием культуры, народного быта, педагогики той или иной культуры.
Подход к народной игрушке с точки зрения педагогики показывает, что в ее основе – тонкое знание психологии ребенка и разностороннее воздействие на его чувства, разум и характер.
Никакие другие виды народного творчества столь активно и глубоко не воспитывают в ребенке эстетического чувства, как народные игрушки, которые ребенок любит, с которыми он активно и творчески взаимодействует. Исполнение народной игрушки всегда простое, доступное детскому разумению и часто очень остроумное, построено на простейших законах механики. Это возбуждает у детей интерес и способствует техническому изобретательству.
Отбор содержания подразумевает не только выбор, собственно, самих народных игрушек, но и тех видов деятельности, в которых будет происходить ознакомление старших дошкольников с народной игрушкой как с видом декоративно-прикладного искусства, а также тех технических приемов, которые дети используют при создании своих произведений по мотивам народной игрушки.
Отбор содержания, методов и приемов обучения должен производиться с учетом психофизиологических особенностей детей.
Организация работы по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой включает не только специальные виды деятельности, но и общевоспитательную работу по материалам декоративно-прикладного искусства.
Педагогические условия ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой включают занятия и праздники, создание развивающей среды, а также работу с родителями.
Проанализировав результаты экспериментальной методики, нами был сделан вывод, что интерес к народным традициям посредством ознакомления с народной игрушкой у детей экспериментальной группы увеличился, что говорит об эффективности нашей методики, которая включала в себя три взаимосвязанных темы:
- дымковская игрушка;
- филимоновская игрушка;
- матрешка (семеновская, загорская, полхово-майдановская).
Таким образом, реализовав все задачи в нашей опытно-экспериментальной работе, мы можем подтвердить нашу гипотезу, что ознакомление с народной игрушкой на основе создания педагогических условий, включающего беседы, дидактические игры, занятия по изобразительному творчеству детей, составление детьми рассказов и сказок, специальное оборудование групповой комнаты, обеспечение тесного сотрудничества с семьей способствует успешному развитию интереса к традициям русского народа.
4,500 руб.