Актуальность темы исследования. Некоммерческий сектор играет заметную роль в социально-экономической жизни нашей страны. Он выступает источником социальных инноваций в ситуации западных экономических санкций и крайней геополитической нестабильности, в которой прибывает современное российское общество.
Многие некоммерческие организации (НКО) нацелены на креативную, инновационную деятельность, на применение новых социальных, информационных и других передовых технологий. Активизация деятельности некоммерческих организаций способствует созданию дополнительных рабочих мест, укреплению социальной и политической стабильности, формированию комфортной среды обитания, достижению нового качества экономического роста.
В результате функционирования некоммерческого сектора происходит наращивание образовательного, научного и творческого потенциала общества, воспроизводство и приумножение общественного человеческого капитала. Таким образом, изучение и анализ возможностей совершенствования системы государственной поддержки некоммерческого сектора экономики является весьма актуальным.
Степень изученности темы исследования. Подходы к исследованию некоммерческого сектора изложены в работах Г.С. Белолюбской, Л.И. Якобсона, Е.Н Жильцова. В.А Исаева, С.В Шишкина, Г.Г. Васильева и др. Различные формы некоммерческих организаций, условия их деятельности, перспективы улучшения их положения анализируются в исследованиях таких ученых как А.С. Автономов, С.Н. Андреев, Т.И. Виноградова,, С.Г. Маковецая,, Н.С. Нестеренко, Е.Л. Шекова, В.Н.Якимец и др.
Целью исследования является изучение и анализ системы государственной поддержки некоммерческого сектора экономики и разработка предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть организационно-правовые основы развития системы государственной поддержи некоммерческого сектора экономики РФ;
- провести анализ государственной политики поддержки некоммерческих организаций региона: состояние, проблемы, пути их решения;
- дать характеристику благотворительной деятельности как приоритетного направления деятельности НКО: оценка условий и тенденции ее развития в России;
- охарактеризовать систему государственной поддержки НКО Владимирской области;
- провести оценку эффективности взаимодействия НКО и государства по развитию благотворительной деятельности на примере Благотворительного Фонда «Новая жизнь»;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки некоммерческого сектора экономики на примере БФ "Новая жизнь.
Объектом исследования в работе является система государственной поддержки некоммерческого сектора экономики Владимирской области.
Предметом исследования являются организационно-правовые и социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе развития системы государственной поддержки некоммерческого сектора экономики.
Методологическая основа исследования. В исследовании реализованы системный, структурно-функциональный, диалектический и институциональный подходы к анализу проблемы развития некоммерческого сектора в России. Основу исследования составили современные теоретические подходы и методы, аутентичные объекту и предмету исследования, позволившие определить специфику местоположения НКО, их структуру и приоритеты, выявить позиции этих организаций по наиболее важным социально-политическим проблемам, уточнить логику их деятельности в актуальном контексте. В данном контексте использовались функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный подходы, принципы социального детерминизма, системности, историзма, также в работе применены общенаучные методы, сравнительный, эмпирический и абстрактный методы исследования.
Теоретическая основа исследования. При подготовке работы изучены труды таких отечественных авторов как А.Н. Анашкин, А.А. Анненкова, Т.А. Афанасьев, В.Б. Беневоленский, А.А.Горячева, М.Н. Громова, Л.В.Давыдова, И.Ю. Калмыкова, Н.А.Омельченко, О.В.Плотникова, Г.М. Самостроенко, А.Ю. Телицына, И.К.Харичкин, Р.П.Яценко и др.
Информационная основа исследования включает в себя результаты исследований Росстата о состоянии российского некоммерческого сектора, данные Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, органов местного самоуправления города Владимира а также данные отчетных форм о результатах деятельности благотворительного фонда «Новая жизнь», теоретические положения и выводы, изложенные в научной литературе и Интернет - источники.
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических положений и научно-практических рекомендаций по развитию системы государственной поддержки НКО, занимающихся благотворительной деятельностью в регионе.
Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту.
1. На основе анализа динамики внутренних и внешних ресурсов СО НКО установлены доминирующие тенденции в развитии третьего сектора, а именно: осуществление подготовки некоммерческих менеджеров, нацеленной на улучшение их управленческих способностей, что является критическим качеством для данного сектора; рост эффективности предоставления социально значимых услуг населению со значительно меньшими затратами в отличие от государственных органов власти и учреждений; выстраивание системы взаимодействия СО НКО, органов власти и средств массовой информации.
2. Разработаны рекомендации приведения государственных программ, предполагающих взаимодействие с НКО, в соответствие с документами стратегического характера федерального и регионального уровня, включающие принятие государственной программы по инфраструктурной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций вне зависимости от их отраслевой принадлежности и направленную на развитие институтов развития и саморегулирования «третьего сектора» (НКО для НКО).
Апробация исследования. Полученные в исследовании основные выводы и предложения докладывались автором на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях (Научно-практическая конференция «Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления: состояние, проблемы и перспективы» (региональная, 11.02.2016, г.Владимир; Научно-практическая студенческая конференция «Методы управления: команды, решения, консалтинг» (внутривузовская, 23.12.2015, г.Владимир). По теме исследования автором подготовлены и опубликованы две научные статьи «Формирование современной модели сбора средств на благотворительность на примере развитых стран» (2016) и «Теоретические аспекты исследования системы государственной поддержки социально ориентированного бизнеса» (2016).
Структура работы. Структура исследования обусловлена поставленными задачами, целью и логикой исследования. Работа включает две главы, шесть параграфов, введение, заключение, библиографический список.
4,500 руб.
Целью данного исследования был анализ совершенствования системы государственной поддержки некоммерческого сектора экономики на примере Владимирской области.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы исследования системы государственной поддержки некоммерческого сектора экономики Российской Федерации; проанализировано развитие системы государственной поддержки НКО, занимающихся благотворительной деятельностью в регионе (на примере Благотворительного фонда «Новая жизнь» Владимирской области; разработаны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки некоммерческого сектора экономики на примере БФ "Новая жизнь".
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социально ориентированные некоммерческие организации как часть социально-политической системы Российской Федерации начали появляться в 2010 году с принятием закона № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Президент Российской Федерации в послании 12 ноября 2009 года обозначил необходимость поддержки социально ориентированного общественного движения и совершенствования существующей системы государственной поддержки социального сектора. Во исполнение данного положения президентского послания в последующие годы органами государственной власти в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых и организационных мер, в т.ч. и экономических.
Сегодня негосударственные некоммерческие организации играют значительную роль в формировании гражданского общества, а также способствуют решению важнейших социальных задач, поскольку в ряде случаев действуют быстрее, успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения.
В исследовании современного состояния НКО в РФ подчеркнуто, что подтверждением профессионализма НКО является предложение Президента России В.В. Путина в начале 2016 года передать часть социальных функций региональных властей в сферу деятельности неправительственных организаций.
В работе отмечено, что во всем мире ставка на негосударственные структуры делается с учетом способности НКО предоставлять социально значимые услуги населению со значительно меньшими затратами в отличие от государственных органов власти и учреждений. Привлечение служб социально ориентированных некоммерческих организаций позволяет также снизить нагрузку на специалистов государственных учреждений, а также дает возможность улучшить качество предоставления услуг и их эффективность.
Также отмечено, что в РФ льготы предоставляются более узкому кругу НКО, чем в других странах. Однако льготы, поощряющие индивидов и коммерческие структуры вносить средства в социально ориентированные НКО, будут расширять возможности самореализации человека как субъекта общества, субъекта социальной политики. Это будет способствовать гармоничному развитию вертикальных и горизонтальных отношений социально-экономической системы и ее эволюции.
2. Анализ системы государственной поддержки НКО в регионе показывает, что, несмотря на принимаемые решения и действия, более эффективному взаимодействию социально ориентированных НКО, волонтерских движений и государственного сектора препятствуют следующие факторы: несовершенство законодательной базы, слабая координация деятельности некоммерческих и благотворительных организаций на уровне региона (муниципалитета), неоднозначность оценок действия НКО и ее результативности (отсутствуют критерии оценки) со стороны региональных властей, неразвитость системы подготовки кадров для НКО, «боязнь» властей передать определенные функции и полномочия НКО как государственному партнеру, в большей степени в НКО видят источник дополнительного труда, материальных средств.
3. В настоящее время во Владимирской области действует ряд общественных институтов, чьи потенциальные возможности необходимо использовать более эффективно, взаимодействие с которыми позволит вывести процессы управления социальным климатом на принципиально иной качественный уровень.
Вместе с тем количество площадок, на которых можно было бы обсуждать проблемы СО НКО, недостаточно.
Необходимо выстраивание системы взаимодействия СО НКО, органов власти и средств массовой информации. Среди конкретных форм совместной работы можно назвать такие, как вовлечение представителей СО НКО в совместную деятельность, размещение публикаций, сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности СО НКО, организация совместных семинаров и иных форм повышения компетентности, проведение информационных кампаний и социальных акций.
Несмотря на существование благоприятных условий для развития гражданского общества, отмечается и наличие реально существующих проблем в сфере развития гражданского общества в области:
- отсутствие системы и несовершенство механизмов поддержки СО НКО со стороны государства;
- несовершенство нормативной правовой базы в отношении СО НКО;
- недостаточная информированность общества о деятельности СО НКО;
- низкая гражданская активность и правовая грамотность населения области.
Обозначенные проблемы характерны как в целом для Российской Федерации, так и для Владимирской области. Решить их можно только общими усилиями государства и общества.
Сложившаяся ситуация требует активных совместных действий власти и общества, направленных на повышение эффективности использования имеющихся в регионе ресурсов, в том числе и потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций.
4. Благотворительный фонд «Новая жизнь» начал свою деятельность с 19 августа 2014 года в направлении помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Фонд основан как независимая, некоммерческая организация с социально ориентированной направленностью.
Миссия Фонда: обеспечение поддержки детей, с заболеваниями ДЦП и создания благоприятных условий для их развития, содействие социальной адаптации с внешним миром.
Главная цель: разработка и реализация проектов направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми, с заболеванием ДЦП. Организация мероприятий по привлечению необходимых ресурсов для лечения и реабилитации.
В результате проведенного анализа выявлено, что действующий на территории региона благотворительный фонд «Новая жизнь», имеет слабую материальную базу. Нет средств на приобретение литературы, компьютеров, программного обеспечения, расходных материалов, аренду помещений.
У работников отсутствуют знания и навыки разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов.
Также благотворительный фонд «Новая жизнь» остро нуждается в имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержке и других услугах со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
5. Анализ мер государственной поддержки некоммерческого сектора экономики Владимирской области позволяет сделать следующие выводы:
1. Во Владимирской области применяется тот вариант взаимодействия ОГВ и НКО на основе программно-целевого управления, который заключается в рассредоточении соответствующих мероприятий по разным целевым программам, ни одна из которых не охватывает все аспекты государственной политики по развитию «третьего сектора».
2. Доля НКО в реализации программных мероприятий остается незначительной при том, что есть резервы для ее расширения за счет мер, предполагающих широкое участие общественных организаций и гражданских активистов.
Так, количество зарегистрированных на территории региона благотворительных организаций составляло в 2013 году всего 20 ед., к концу 2016 года их количество выросло более чем втрое и составит 62. при этом количество специалистов (волонтеров) некоммерческого сектора, прошедших обучение составляет в 2013-2016 гг. одну и ту же цифру – 50 человек. Таким образом, не может быть обеспечено высокое качество управления социальными проектами по причине недостаточного количества специалистов. При этом, количество мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности работников СО НКО выросло с 10 в 2013 году до 25 в 2016.
Таким образом, необходимо увеличивать не только количество граждан, вовлеченных в реализацию социальных проектов, но и проводить обучение по вопросам разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов.
3. В государственных программах, направленных на развитие НКО, акцент смещен в сторону поддержки отдельных проектов, преимущественно - на конкурсной основе, в то время как мероприятия, нацеленные на развитие условий и инфраструктуры, способствующих становлению «третьего сектора», единичны, фрагментарны и, за некоторыми исключениями, не предполагают создание саморазвивающихся институтов поддержки некоммерческих организаций.
4. В составе участников реализации государственных программ, предполагающих широкое участие НКО, недостаточно представлены как ряд органов государственной власти, которые имеют важное значение для развития «третьего сектора» (Департамент связи и массовых коммуникаций области, Департамент экономического развития области, Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок и др.), так и негосударственных субъектов (ОМСУ, СМИ, вузы и иные научные, экспертные организации).
В целях приведения государственных программ, предполагающих взаимодействие с НКО, в соответствие с документами стратегического характера федерального и регионального уровня, в работе предлагается следующее:
1. Необходимо разработать и принять отдельную государственную программу, включающую мероприятия по инфраструктурной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций вне зависимости от их отраслевой принадлежности и направленную на развитие институтов развития и саморегулирования «третьего сектора»;
2. В рамках государственных программ поддержки НКО необходимо расширить участие НКО в реализации мероприятий, соответствующих их отраслевой специфике и требующих привлечения значительного числа активных граждан для решения поставленных задач.
3. В состав исполнителей государственной программы, нацеленной на инфраструктурную поддержку НКО и предполагающей привлечение НКО к решению государственных задач в конкретных отраслях социальной сферы, следует включить Департамент экономического развития области, Департамент связи и массовых коммуникаций области и ряд отраслевых ИОГВ, а также негосударственных субъектов (НКО, СМИ, ВУЗы и др.).
К числу основных направлений развития и оптимизации взаимодействия между властными структурами и некоммерческими организациями следует отнести:
- политико-управленческое (предотвращение огосударствления НКО;
- привлечение экспертов для обсуждения коммуникативных проблем между НКО и государством;
- противодействие конфликту интересов во властных структурах;
- установление партнерских отношений между НКО и муниципальными органами по вопросам социальной политики;
- нормативно-правовое (демократизация законодательства в отношении НКО;
- усиление гражданского контроля за региональным законодательством, программами развития и партнерства с властями;
- информационно-коммуникативное (развитие PR-технологий, обеспечивающих процедуры гражданского участия в политике);
- создание новых мотивационных инструментов популяризации электронной демократии в социальных сетях;
- информационная поддержка со стороны НКО дальнейшего развития системы гражданского контроля;
- усиление противодействия НКО в массмедиа нецелевым бюджетным расходам;
- формирование медиакомпетентности у членов НКО для предотвращения манипулятивного воздействия.
4,500 руб.