Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Составляющие интеллектуального развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Семья как фактор психического развития детей 18
Глава II. Эмпирическое исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста из семей разного типа 43
2.1 Диагностика интеллектуального развития детей дошкольного возраста 49
2.2 Рекомендации по проведению практических занятий интеллектуального развития детей в детском саду 57
Выводы 62
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 70
4,500 руб.
В настоящее время внимание педагогов, психологов, социологов во всем мире привлечено к проблемам развития личности детей дошкольного возраста в связи со спецификой семейной ситуации.
Условия семейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, оказывают значительное влияние на его интеллектуальное и личностное развитие, особенности взаимодействия с миром, с другими людьми. Качество детско-родительского взаимодействия в семье в этом отношении является основополагающим фактором.
К изучению различных вопросов, связанных с развитием личности ребенка в семье обращались как зарубежные, так и отечественные исследователи: Дж. Боулби [5], К. Витакер[9], А. Миллер[35], А.Я. Варга[6], М.И. Лисина[29], Э.Г. Эйдемиллер[58], В. Юстицкис[61] и другие.
Психологические исследования подтверждают, что появление эмоциональных расстройств, нарушений познавательного развития связано со спецификой семейной ситуации, в которой воспитывается ребенок[31].
Особенности влияния отношений в семье на интеллектуальное и личностное развитие ребенка подробно изучала М.И. Лисина[29]. Ее исследования показали, что источником искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе, о мире является нарушение его взаимоотношений со значимыми взрослыми .
По мнению К.Е. Немировского[37], ситуация неполной семьи оказывает влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. В социально-экономическом плане дети из неполных семей менее защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности единственного родителя. У детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, наблюдаются трудности психологического характера: от неуверенности и тревожности до снижения познавательной активности [37].
Актуальность исследования обусловлена тем, что воспитание ребенка в неполной семье неизбежно влияет на особенности его интеллектуального и личностного развития, при этом от качества детско-родительских отношений зависит уровень активности и инициативности ребенка в познании окружающего мира.
Проблема может быть сформулирована в форме исследовательского вопроса: есть ли связь между особенностями интеллектуального развития у детей в семьях разного типа?
Объект исследования – психологические особенности развития детей дошкольного возраста из семей разного типа.
Предмет исследования – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста из семей разного типа.
Цель исследования – определение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста из семей разного типа.
Гипотеза исследования заключается в том, что интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста из семей разного типа будут иметь свои особенности, в частности, в полных семьях кооперация, сотрудничество, как характеристики родительского отношения, повышают уровень интеллектуального развития детей.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ развития детей в семьях разного типа.
2. Провести эмпирическое исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста из семей разного типа.
3. Разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей.
Теоретическая и методологическая база исследования: теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского[11], в частности положение о роли среды в развитии личности ребенка; подход к возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста Л.И. Божович[3]; концепция формирования личности ребенка в контексте значимых отношений М.И. Лисиной [29]; исследования влияния различного типа семей на интеллектуальное и личностное развитие ребенка (С.В. Карпова[23], З. Матейчик [31], К.Е. Немировский [37], М.В. Носкова [38], В.М. Целуйко [57]).
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах
С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестова, Р.В. Овчаровой, В.М. Целуйко и др. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития.
База исследования: ДОУ детский сад №8 «Солнышко» города Камешково.
Методы исследования: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературных источников), психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
2. Методика «Нелепицы» Немов.Р.С.
3. Методика диагностики опосредственной памяти Леонтьев.А.Н.
4. Тест- опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В.Столина.
5. Тест Гилфорда( модифицированный) диагностика творческого мышления.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
4,500 руб.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучался уровень интеллектуального развития у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей в зависимости от детско-родительских отношений.
В теоретической части исследования были рассмотрены такие аспекты как психолого-педагогические особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста , составляющие интеллектуального развития детей дошкольного возраста , факторы, влияющие на интеллектуальное развитие детей.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие осуществляется в ходе ведущей деятельности возраста – игре, где ребенок учится размышлять, сопоставлять, формулировать правила и выводы. Важное значение для интеллектуального развития ребенка с одной стороны, имеют противоречия между растущими познавательными запросами ребенка и реальным запасом его знаний; между реальными (сформировавшимися) у ребенка способами получения знания и возросшей необходимостью в более сложных формах познания, а с другой стороны – значимым условием интеллектуального развития ребенка являются детско-родительские отношения, в частности адекватная поддержка родителями детской инициативы в познании мира, качество общения с ребенком. Неполная семья в этом отношении имеет определенные ограничения в силу ряда причин: проблемы в общении с ребенком, отстраненность от воспитательного процесса из-за чрезмерной ориентации на материальную заботу, поиск нового брачного партнера, негативные стереотипы восприятия со стороны социума и т.д.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. А именно, у детей старшего дошкольного возраста развитие интеллекта и его особенностей взаимосвязано с детско-родительскими отношениями и по-разному проявляется у детей из полной и неполной семьи.
4,500 руб.