Введение 3
1. Общие положения о государственном контроле (надзоре) 5
1.1. Понятие государственного контроля и надзора 5
1.2. Виды государственного контроля (надзора) 9
2. Субъекты государственного контроля (надзора) и их полномочия 16
2.1. Функции Президента РФ в сфере государственного контроля 16
2.2. Полномочия органов законодательной (представительной) власти в сфере государственного контроля 20
2.3. Полномочия органов исполнительной власти в сфере государственного контроля 25
2.4. Суд и прокуратура как органы государственного контроля 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
1,500 руб.
Актуальность темы настоящего исследования обосновывается тем обстоятельством, что все государства в мире в том или ином виде создают систему государственного контроля, представленную совокупностью различных государственных органов, компетенция которых позволяет осуществлять контроль и надзор в подавляющем большинстве сфер жизнедеятельности общества.
Одной из важнейших составляющих административной реформы является создание новой системы государственного контроля (надзора). В настоящее время различными контрольными полномочиями наделен достаточно большой круг субъектов государственной власти, начиная от Президента РФ и заканчивая органами муниципального самоуправления. В систему контрольной деятельности вовлечены также суд и прокуратура РФ.
Наиболее популярным критерием систематизации государственного контроля в России является деление государственной контрольной деятельности по субъектам ее осуществления. Существует группа неспециализированного контроля - президентский, парламентский, контроль органов исполнительной власти, контроль судов общей юрисдикции, а также группа специализированного контроля - судебный конституционный контроль, прокурорский надзор. Раскрытие данных видов контроля и надзора через полномочия и роль субъектов его осуществляющих, представляется достаточно интересной и актуальной темой исследования.
Цель настоящей работы – определить функции субъектов, осуществляющих государственный контроль (надзор).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие государственного контроля и надзора;
2) рассмотреть виды государственного контроля и надзора;
3) определить контрольные функции Президента РФ;
4) рассмотреть полномочия органов законодательной (представительной) власти в сфере государственного контроля;
5) раскрыть полномочия органов исполнительной власти в сфере государственного контроля;
6) рассмотреть функции суда и прокуратуры как органов государственного контроля.
Объектом исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере организации государственного контроля и надзора.
Предметом исследования – полномочия субъектов государственной власти в сфере осуществления государственного контроля и надзора.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен комплексный и системный анализ полномочий субъектов государственного контроля, который в учебной и научной литературе подробно не освящается.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе выводы позволяют более глубоко и детально определить сущность и роль субъектов, осуществляющих государственный контроль.
При написании данной работы был привлечен широкий круг учебной и научной литературы. В частности были процитированы труды следующих авторов: Д.Б. Алексеева, С.А. Воронина, А.Р. Гиздатова, А.Е. Епифанова, А.Т. Карасева, А.В. Петрова и др.
Теоретико-методологической основой курсовой работы являются различные методы научного познания: анализ, синтез, системный подход и др. Также были применены частно-научные методы – исторический, сравнительно-правовой и др.
1,500 руб.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Государственная контрольная деятельность - это осуществляемая органами государственного аппарата функция государственного управления, призванная обеспечить режим всеобщей законности.
Такие организационно-правовые формы государственной контрольной деятельности, как парламентский контроль, президентский контроль, внутренний контроль органов исполнительной власти, судебный контроль, а также контроль уполномоченных по правам в своей совокупности образуют собственно контроль за законностью и качеством осуществления государственной власти властными субъектами.
Государственная контрольная деятельность за законностью в различных материально-правовых сферах жизни общества с целью обеспечения безопасности жизни общества и хозяйственной деятельности человека (т.е. собственно надзор) в чистом виде представлена только одной организационно-правовой формой: административным надзором, осуществляемым органами исполнительной власти.
Правовой основой государственного контроля и надзора является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По правовому статусу структур федерального уровня, осуществляющих государственный контроль: органы, не имеющие статуса федеральных органов исполнительной власти; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
По степени специализации органов государственного контроля и надзора следует выделить: федеральные органы исполнительной власти, имеющие основной функцией государственный контроль и надзор; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор наряду с другими государственными функциями.
Для системы органов государственного контроля и надзора особо важным представляется принятие находящегося сейчас на согласовании в Правительстве РФ проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля в Российской Федерации», основной идеей которого является создание правовой основы для формирования единой системы государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации, обеспечивающей организацию и эффективное функционирование контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Что касается Прокуратуры РФ, то нами особо выделена и рассмотрены ее функция по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Существуют явные отличия экспертизы на коррупциогенность, проводимой органами прокуратуры, от аналогичной экспертизы, проводимой другими субъектами. В частности разработчик всегда обязан реагировать на требования прокурора. Прокуратура в отличие от иных органов власти обладает существенной независимостью, что влияет на ее беспристрастность.
1,500 руб.