ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 7
1.1. Зарождение идеи гуманизма как правового принципа 7
1.2. Принцип гуманизма в российском законодательстве X-XVIII в. 12
1.3. Принцип гуманизма в российском законодательстве 26
XIX- нач. XX в. 26
2. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ 33
2.1. Реализация принципа гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве в 1917-1970 гг. 33
2.2. Принцип гуманизма в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. и его реализация 36
2.3. Концепция гуманизации в деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы на современном этапе развития 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
4,500 руб.
Актуальность исследования
Говоря о гуманизме как принципе уголовно-исполнительного права, необходимо отметить, что он в последнее время приобрел особую актуальность в связи с закреплением в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в качестве одной из основных такой цели, как «гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов». Принцип гуманизма закрепляет отношение к человеку как к высшей ценности, не исключая при этом личность осужденного, раскрывает одну из главных особенностей права - уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального или иного положения.
Таким образом, в настоящее время особую остроту приобретает исследование курса, направленного на гуманизацию исполнения всех видов наказаний. Одной из первостепенных задач, в этом плане, является определение содержания провозглашенного принципа гуманизма в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время рассмотрению реализации принципа гуманизма внимания уделено недостаточно, что требует его комплексного осмысления для наиболее полного осуществления гуманистических идей.
Изложенное обусловило актуальность темы дипломной работы и выбор ее автором.
Степень разработанности проблемы.
Различные аспекты темы дипломной работы являлись предметом рассмотрения таких ученых, как Ю. М. Антонян, Н. А. Беляев, Я. М. Брайнин, И. М. Гальперин, Е. В. Губенкова, Ю. А. Демидов, Н. Д. Дурманов, П. С. Дагель, В. Е. Квашис, С. Г. Келина, М. И. Ковалев, Г. А. Кригер, Б. С. Никифоров, П. П. Осипов, А. А. Пионтковский, Б. Т. Разгильдиев, С. Н. Сабанин, Э. А. Саркисова, Е. А. Смирнов, В. М. Трубников, П. А. Фефелов, В. Д. Филимонов, М. Д. Шаргородский и др.
Тем не менее, в настоящее время имеется явный недостаток научных работ, посвященных комплексному рассмотрению и анализу понятия и содержания принципа гуманизма в уголовном и уголовно-исполнительном праве, его реализации. В связи с этим существенно возрастает потребность всестороннего исследования данной темы.
Целями исследования является уяснение сущности принципа гуманизма, проблем его реализации при исполнении наказания в историко-правовом аспекте, а также выработка предложений по решению данных проблем.
Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:
1. Выявить истоки идеи гуманизма как правового принципа.
2. Провести разбор осуществления принципа гуманизма в российском пенитенциарном законодательстве X-XVIII в.
3. Проанализировать реализацию принципа гуманизма в российском пенитенциарном законодательстве XIX - нач. XX в.
4. Раскрыть проблемы реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве в 1917-1970 гг.
5. Выяснить содержание принципа гуманизма в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. и его реализацию.
6. Провести анализ современной концепции принципа гуманизма в деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся в процессе реализации принципа гуманизма при исполнении наказания.
Предметом исследования являются соответствующие нормы как действующего уголовно-исполнительного права, так и их исторические аналоги; научная литература, а также материалы правоприменительной практики.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, отечественное уголовно-исполнительное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие область исполнения наказания.
Эмпирическая основа исследования включает правоприменительную практику, данные статистики.
Теоретическую основу дипломной работы составили работы Ю. М. Антоняна,Н. А. Беляева, Я. М. Брайнина, И. М. Гальперина, А. А. Герцензона, Е. В. Губенковой, Ю. А. Демидова, Н. Д. Дурманова, П. С. Дагеля, Н. И. Загородникова, В. Е. Квашиса, С. Г. Келиной, М. И. Ковалева, Г. А. Кригер, В. Н. Кудрявцева, В. В. Мальцева, Б. С.Никифорова, П. П. Осипова, А. А. Пионтковского, Ю. Е. Пудовочкина, С. С. Пирвагидова, Б. Т. Разгильдиева, С. Н. Сабанина, Э. А. Саркисовой,Е.А. Смирнова, В. М. Трубникова, П. А. Фефелова, В. Д. Филимонова, М. Д. Шаргородского и др.
4,500 руб.
По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Идея гуманизма как правового принципа зародилась в эпоху Просвещения (XVIII в.). У его истоков стоял Ш. Монтескье. Центральным пунктом проповеди гуманности можно признать идею Монтескье о смягчении уголовных наказаний. Суровость наказаний, по Монтескье, бесплодная жестокость; в руководительстве людьми не следует прибегать к крайним средствам; не умеренность в наказаниях опасна, а безнаказанность преступления. Требуя смягчения наказаний, Монтескье восстает против двух главных зол тогдашней криминалистики - против пытки и конфискации.
Монтескье утверждал, что законодатель должен стремиться к тому, чтобы не совершалось крупных преступлений, которые наносят обществу больший вред, чем менее серьезные. Для этого им предлагалось ввести градацию наказаний, каждое из которых соответствовало бы общественной опасности определенной группы преступлений.
Особое место в истории становления идеи гуманизма занимает книга Чезаре Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях», вышедшая в 1764 г. Искусство законодателя и его гуманизм заключаются, по мнению Беккариа, в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а для предотвращения побуждений к совершению преступлений.
В Древнерусском государстве не существовало специального аппарата для назначения и исполнения уголовных наказаний. Чаще всего наказание назначалось по воле князей, иногда по решению вече, а его исполнение возлагалось на тиунов, дружинников и других представителей княжеской администрации. Целью наказания являлось возмещение ущерба, что, соответственно, подразумевало выплату штрафов и другие имущественные взыскания.
Данный этап можно условно назвать - «древнерусский» (с возникновения древнерусского права и до второй половины XV в.).
Важным источником норм об уголовных наказаниях стали е Судебники 1497 и 1550 гг. Целями наказания провозглашаются возмещение ущерба, устрашение и изоляция преступника. Самостоятельными уголовными наказаниями становятся лишение свободы в виде заключения в тюрьму на срок и изгнание из страны. Судебник 1497 г. явился первым нормативным документом Русского государства, закрепившим нормы уголовно-исполнительного законодательства.
По Судебнику 1550 г. общие начала назначения наказания сводились к квалификации преступления с учетом конкретной ситуации, личности правонарушителя («смотря по человеку», ст. 25, 70) и иных обстоятельств. Важнейшим критерием назначения наказания являлся учет степени виновности лица в содеянном - «смотря по вине» (ст. 87). Наказание в виде тюремного заключения по Судебнику 1550 г. было предусмотрено в 21-й статье из 100, то есть было довольно распространенным.
В Соборном Уложении были заложены основы управления тюремным делом. Эти функции возложили на губных старост. Закон четко определяет цель тюремного заключения: обеспечение изоляции преступников.
Исходя из изложенного, в исследуемый период доминирующими целями политики государства являлись лишь кара, месть и устрашение. Ни о каких гуманистических идеях речь в нормативных источниках вообще не шла, ведь даже на содержание заключенных никаких средств государство не выделяло
4,500 руб.