ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ 6
§ 1. Современный международный терроризм: причины и условия искоренения 6
§ 2. Особенности правовой борьбы с международным терроризмом 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ 19
§ 1. Борьба с международным терроризмом за рубежом 19
§ 2. Участие России в борьбе с международным терроризмом 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
1,500 руб.
Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов политического развития, связанных со значительным ростом угроз терроризма, ставшего одним из активных методов борьбы политических акторов за власть и влияние.
Современный терроризм предстает как доминантный фактор дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов. Он во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации.
Актуальность исследования терроризма возрастает в современной России из-за угрозы, которую представляет терроризм национальной безопасности нашего государства, его национальным интересам со стороны как террористических групп на территории страны, так и транснациональных экстремистских и террористических организаций, пытающихся влиять на политические процессы в России, прикрываясь этнополитическими и религиозными лозунгами.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме сущности терроризма, его места и роли в системе политической борьбы уделили внимание такие эксперты как: Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, В.В. Витюк, А.В. Дмитриев, А.А. Игнатенко, Е.Г. Ляхов, Э.А. Паин, А.Н. Панин, В.Е. Петрищев, Е.И. Степанов и др.
Правовые аспекты террористической деятельности и противодействия ей анализируют Д.В. Гордиенко, В.П. Емельянов, В.В. унеев, Б.К. Мартыненко, В.В. Устинов, Е.Д. Шелковникова и др.
Объектом исследования является терроризм как фактор современных политических процессов.
Предметом исследования выступают проявления современного терроризма в его международном измерении, а также профилактика и борьба с международным терроризмом.
Цель работы – проанализировать правовые основы профилактики и борьбы с международным терроризмом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы борьбы с международным терроризмом;
- проанализировать международное сотрудничество в сфере профилактики и борьбы с терроризмом;
- изучить участие России в борьбе с международным терроризмом.
Теоретико-методологические основы. Исследование проведено на основе системного анализа терроризма, в соответствии с логикой восхождения от общего к частному, что предполагает осмысление явления в единстве его общих, особенных и уникальных качеств.
Сравнительный анализ позволил выявить общие черты форм политического насилия и отличительные признаки терроризма. На уровне общенаучных методологий применены принципы диалектики, объективности, историзма.
Теоретическая значимость исследования определяется применением положений и выводов в совершенствовании методологии, методик, понятийного аппарата анализа терроризма. Сформулированные теоретические положения будут способствовать выработке категориального ряда и алгоритмов исследования терроризма в сравнительном аспекте.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее рекомендаций при выработке политической стратегии и тактики по вопросам организации противодействия современному терроризму на территории России органами государственной власти, общественными объединениями, СМИ.
Структура дипломной работы: введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, библиографический список.
1,500 руб.
В результате проведенного исследования можно сделать слендующие выводы:
1. В соответствии с Декларацией о мерах по ликвидации международного терроризма акты терроризма представляют собой грубое пренебрежение целей и принципов ООН и могут угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Это означает, что преступные акты, направленные на создание обстановки страха среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы какими бы то ни было соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера.
2. С момента признания мировым сообществом террористического акта самостоятельным преступлением принято большое количество международных нормативных актов, связанных с противодействием данному общественно опасному явлению. Разработаны направления деятельности государств-участников, подписавших Конвенции по борьбе с терроризмом и тем самым взявших на себя обязанности внести дополнения в национальные законодательства, связанные с предупреждением и пресечением террористических актов. Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт существуют, однако результат в данной деятельности государств, на наш взгляд, будет достигнут тогда, когда они совместно встанут на борьбу с этим общественно опасным явлением.
3. Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что иностранные государства, сталкиваясь с усилением террористической деятельностью в мире низкой эффективностью противодействия ей, вынуждены прибегать ко все более жестким мерам борьбы с терроризмом, что в отдельных случаях может, по мнению зарубежных экспертов, привести к некоторым ограничениям прав и свобод граждан этих стран.
4. Проблемы профилактики и противодействия терроризму в той или иной степени характерны для большинства государств, поэтому важнейшим условием противодействия и терроризму является разработка и реализация межгосударственных и международных комплексных программ, в которых, помимо пресечения деятельности международных террористических объединений, следует предусмотреть ряд принципов и положений:
- принцип социальной и криминологической обусловленности уголовной политики - законодатель обязан считаться с экономическими, политическими, социальными, духовными реалиями, а также учитывать закономерности преступности, ее причинные комплексы и изменения;
- закрепление комплексного подхода в осуществлении борьбы с преступностью. Во-первых, недопустимо увлечение в одни периоды мерами предупреждения преступности, в другие - только правоохранительными, преимущественно карательными мерами; во-вторых, важно синхронизировать усилия разных субъектов, разумеется, в рамках закона и их компетенций;
- высокая правовая культура правотворчества - развернутая правовая регламентация деятельности по борьбе с экстремизмом и осуществление такой борьбы в режиме законности, только в рамках Конституции, не противоречащих ей других законов и подзаконных актов, с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права;
- осуществление борьбы всем обществом, всем населением при ведущей роли государства. Государство - основной субъект борьбы с преступностью, но оно достигает успехов в такой борьбе только при условии поддержки гражданским обществом, гражданами государства. Последнего не происходит в условиях выборочного реагирования на экстремистские деяния, нарушения конституционного положения о равенстве всех граждан перед законом, игнорировании причин и условий экстремистских деяний;
- обеспечение неотвратимости наказания за совершение террористических преступлений;
- формирование эффективного международного правового механизма противодействия информационному и иному пособничеству в планировании, подготовке и реализации террористических актов;
- использование технических возможностей международной сети национальных контактных пунктов для обмена оперативной информацией о фактах подготовки и совершения террористических актов, в том числе в режиме реального времени;
- расширение взаимодействия по подготовке и повышению квалификации сотрудников антитеррористических подразделений и правоохранительных органов с использованием накопленного опыта борьбы с преступностью в данной сфере и научного потенциала ведущих специалистов международных организаций.
1,500 руб.