Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования бюджетов
муниципальных образований в Российской Федерации……………………5
1.1 Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне….5
1.2 Организационно-управленческие и экономические основы
эффективного управления средствами бюджета муниципальных
образований…………………………………………………………………….23
Глава 2 Анализ функционирования бюджетной системы в муниципальном
образовании «Вязниковский рай-он»…….…………………...………………33
2.1 Бюджетная система муниципального образования
«Вязниковский рай-он»……………………………………………………….33
2.2 Контроль за исполнением консолидированного бюджета
муниципального образования «Вязниковский район»……………………..41
Глава 3 Вопросы совершенствования организации эффективного
управления бюджетом в Вязниковском рай-оне……….……………………..54
3.1 Пути и методы повышения налогового потенциала и эффективного
расходования средств бюджета ………………….…………………………54
3.2 Оценка эффективности управления средствами бюджета
муниципального образования «Вязниковский района….. ………………....70
Заключение………………………………………………………..……………77
Библиографический список ……………………………………..…………...80
Приложение …………………………………………….…………………….84
4,500 руб.
Государственное регулирование играет важную роль при формировании и развитии экономической структуры в современном мире, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Финансовая система в обществе является важным механизмом, которая позволяет государству осу-ществлять регулирование в экономической и социальной областях, главное звено которой – бюджетная система.
С помощью финансовой системы в лице государства образуются центра-лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, в результате ко-торой обеспечивается возможность выполнения возложенных на государствен-ные органы функций.
Социально-экономическая ситуация в Вязниковском районе, с учетом экономических реформ в России в девяностые годы, затрагивали сферу муни-ципальных финансов, а именно систему бюджета района. Муниципальный бюджет, который является важным средством мобилизации и расходования ре-сурсов района, дает возможность политической власти, а также воздействовать на экономическую ситуацию, финансирование структурной перестройки, сти-мулирование и развитие приоритетных направлений экономики, обеспечение социальной поддержки мало защищенных слоев общества. В связи с этим изу-чение бюджетной системы и бюджетного процесса, а также правовых основ и реальной практики формирования и функционирования бюджетного механиз-ма в районе не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Успех реформирования экономики в районе в большой степени зависит от направлений преобразований системы финансов общества, а также насколь-ко бюджетная система и бюджетная политика государства будет отвечать тре-бованиям современного мира.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в правовом и практическом исследовании системы бюджета и выявлении значимых проблем при функционировании бюджетной системы, а также рассмотрение всевоз-можных путей решения и повышения эффективности управления бюджетными средствами на примере (бюджетной системы и процесса) бюджета муници-пального образования «Вязниковский район».
В рамках данной работы необходимо рассмотреть действующую систему бюджета района, выявить проблемы и недостатки, а также разработать схему системы бюджета. Для этого в данной работе необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты бюджетной сферы;
• проанализировать бюджетную систему муниципального образова-ния;
• рассмотреть вопросы совершенствования организации бюджетного процесса;
Объектом исследования квалификационной работы является бюджетная система муниципального образования «Вязниковский район».
Предмет исследования является функционирование системы бюджета и нахождение путей повышения эффективности бюджетным процессом.
Теоретическую основу исследования составили научные исследования проблем развития бюджетной сферы отечественных авторов, в том числе: Ев-стигнеев Е.Н., Окунев Л.П., Грачева Е.Ю., Поляк Г.Б., Грязнова А.Г., Романов-ский М.В., Врублевская М.В., Савранская О.Л. и другие.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заклю-чается в разработке проблем бюджетного процесса и определении путей и ме-тодов совершенствования организации эффективного управления бюджетом на примере муниципального образовании «Вязниковский район» Владимирской области.
Работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, библиографический список и приложение.
4,500 руб.
В данной работе была освещена тема эффективности управления сред-ствами бюджета субъекта, ее экономическое содержание, пути поступления, ви-ды доходов по форме и объему финансирования, распределения и закрепления за соответствующими бюджетами.
В первой главе были освещены теоретические аспекты бюджетов субъек-тов Российской Федерации, сущность и классификация доходов субъекта РФ. В частности мы рассмотрели понятие бюджета РФ, бюджета региона, какова его роль в бюджетной системе страны и в экономике государства в целом. Соглас-но статистике по доходам консолидированного бюджета России за 2013-2015 год с разбивкой поступлений между уровнями бюджетной системы, доходы ре-гионов составили 36 % от консолидированного бюджета страны. Данный факт говорит о значении развития регионов России, что требует от руководства всех уровней власти разработки грамотной социально-экономической политики стимулирующей более эффективную организацию развития субъектов РФ, в том числе муниципальных образований, прогнозирование поступлений и рас-ходования средств, формирование прозрачной и полной налоговой политики, сбалансированное распределение налогового бремени между регионами, в за-висимости от их экономического развития и потенциала.
Далее, была отражена классификация доходов поступающих в распоря-жение органов местных властей. В частности среди налоговых поступлений в местный бюджет наибольшую долю составляют налог на доходы физических лиц, федеральные налоги, имеющие регулирующую норму отчислений в бюд-жет субъекта, на территории которого они взимаются. Например, НДФЛ явля-ясь федеральным налогом, зачисляется 100 % в бюджет регионов и муниципа-литетов. Следует отметить в этой связи преобразование налога на добычу по-лезных ископаемых в полностью федеральный налог. До 2010 года данный вид налога имел процентную норму отчисления в бюджет субъекта, где производи-лась добыча полезных ископаемых, однако, в соответствии с программой по-вышения доходной части федерального бюджета, норма отчисления была от-менена, что позволило привлекать в федеральный бюджет значительно больше средств.
В первой главе также были освещены проблемы муниципальных бюдже-тов РФ, связанные с рационализацией процесса управления местным бюджетом посредством определения оптимального соотношения структуры доходов и расходов бюджета. Был обоснован рост экономического и финансового потен-циалов районов, повышение уровней экономической и социальной эффектив-ности, сбалансированности, результативности управления доходами регио-нальных и муниципальных бюджетов, их коррелированности с подготови-тельным, фискальным и контрольно-аналитическим этапами процесса управле-ния бюджетом.
На примере бюджета муниципального образования «Вязниковский рай-он» во второй главе был проведен анализ бюджета района, где были выделе-ны основные источники поступлений доходов, их долевая часть в общем объе-ме, сравнение с прошлыми периодами от 2013-го до 2016 года.
Из проведенного анализа доходной части бюджета района в 2015 году не произошло увеличение многих статей, с 2014 года происходило снижение до-ходов, несмотря на увеличение бюджетных трансфертов из регионального центра на 53,3 млн. руб., что в 2015 году составило – 769,5 млн. рублей. Од-нако, наметилось увеличение части собственных доходов (налоговых и ненало-говых поступлений), с 481,0 млн. руб. в 2015 году, что на 11,1 млн.руб. по сравнению с 2014 годом, в 2016 году ожидается 517,0 млн. рублей.
Увеличение в 2016 году вызвано в большей части за счет роста безвоз-мездных перечислений на 113,0 млн. руб, а также собственных доходов на 36 млн. рублей. Основной удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов за анализируемый период настоящее время занимают:
- налог на доходы физических лиц - 52.0 %;
- налоги на имущество - 17,4 %;
- налог на совокупный продукт - 11,4 %.
В сравнении с 2014 годом общие поступления 2015 года уменьшились на 72,0 млн. рублей или на 5,4 %. Бюджетные назначения исполнены на 98,2 %.
В 2016 (ожидается) году налоговые и неналоговые доходы составят 517 млн. рублей. В сравнении с 2015 годом объем поступлений увеличится на 36,0 млн. рублей или на 6,9 %.
На основании проведенного анализа объема поступлений доходов опре-делены основные проблемы района связанные с низким уровнем собственных ресурсов и высокой долей трансфертов из регионального центра.
Третья глава посвящена основным направлениям повышения поступле-ний собственных средств в бюджет района и эффективному их расходованию. В этой связи необходимо продолжать практику разработки прогнозов разви-тия территории, искать возможные пути совершенствования доходной базы бюджета, источники финансирования, рациональность использования этих средств. Просмотрев структуру доходов бюджета за прошлый финансовый год, были сделаны основные выводы о том, что бюджет района имеет огром-ную зависимость от регионального бюджета, что доля собственных доходов в общем объеме поступлений имеет наименьший размер. Поэтому необходимо стимулировать доходную базу региона по налоговым и неналоговым доходам, что позволит району выйти из статуса дотационной территории. Это создает основу для развития самого района, поднятие его на прежний уровень, в доре-форменный период. Строительство промышленности, развитие народного хо-зяйства, поддержка малому и среднему бизнесу, все это обеспечивает стабиль-ную экономическую ситуацию, повышение уровня экономического развития, увеличение собственных доходов, снижение финансовой зависимости от цен-тра, проведение грамотной налоговой плотики, повышение уровня жизни му-ниципального образования, региона и государства в целом. Это основные це-ли, которые должны ставить перед собой представительные органы власти.
4,500 руб.