Введение 3
1.Личная психогигиена 4
1.1.Саногенный потенциал личности 4
1.2. Уровни и виды практической психогигиены 8
1.3.Методы психогигиены и психопрофилактики 11
2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников культуры здорового образа жизни 15
2.1 Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 15
2.2 Использование разных форм работы с дошкольниками формирования культуры здорового образа жизни 17
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 20
Заключение 21
Литература 24
1,500 руб.
Еще с древности античные мыслители задумывались об отношении человека к окружающему миру. Значе¬ние для психики человека «хорошей уравновешенной жизни» под¬черкивал Демокрит, а Эпикур называл это «атараксией», спокойстви¬ем мудрого человека. Современный человек обязан сегодня поддерживать соб¬ственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром и действительностью. Философы стремились найти способы достижения гармонии внутреннего мира индивида. Позднее стабилизирующим и гармонизирующим фактором психической, внутрен¬ней жизни человека стала религия.
Психогигиена — наука об обеспечении, развитии, сохранении и под-держании психического здоровья человека, которая является составной частью общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены. Это область гигиены, которая изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, которая разрабатывает и осуществляет мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека.
Целью данной работы является теоретическое изучение личной психогигиены, в практической части провести эксперимент на примере дошкольников в знании и умении здорового образа жизни.
Задачей данной работы является: дать определения личной психогигиены; изучить природу психического здоровья и саногенного потенциала личности; установить главные направления и правила психогигиенической практики; изучить особенности психогигиены, виды и методы психогигиены.
В практической части работы целью является определение особенностей формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, в результате которого решили следующие задачи: определить уровень знаний культуры здорового образа жизни; подобрать литературу и дидактические игры, занятия-развлечения, апробировать на дошкольниках; определить результат использования данных средств для формирования культуры здорового образа жизни дошкольников.
1,500 руб.
Психогигиена - это наука, изучающая влияние факторов внешней среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни и разрабатывающая меры по оздоровлению условий жизни и труда человека, от¬расль ги¬гие¬ны, изу-чаю¬щая влия¬ние внеш¬ней сре¬ды на пси¬хическое здо¬ро¬вье че¬ло¬ве¬ка и раз-ра¬ба¬ты¬ваю¬щая ме¬ро¬прия¬тия по его со¬хра¬не¬нию и ук¬ре¬п¬ле¬нию.
Личная психогигиена - это форма самосовершенствования человека, который желает раскрыть свой талант и способности в каком-либо направлении. Для этого необходимо создать благоприятные условия. Человек должен найти себя, проявить свои способности и понять, в каком направлении ему лучше развиваться. Не знание своих способностей и индивидуальностей снижает устойчивость в преодолении кризисов на жизненном пути.
На протяжении жизни человек формирует собственное отношение к миру, к себе. Происходит постоянная работа по формированию действительности, в результате которой при развитии личности должна существовать гармония в душе человека. От того каким образом человек будет формировать свое представление об окружающем мире, будет зависеть его гармония души как согласованность и соразмерность разнообразия в каждом из пространств, которым принадлежит личности и тем, что есть внутри ее самой. Гармоническое понимание мира основано на опыте, достижениях человека и его стремлений. От опыта зависит состояние человека: духовный мир, внутренний мир. Чем выше внутренний мир человека, тем более он здоров и устойчив. Накопленные знания человека помогают пережить невзгоды. Внутренний мир человека стремиться создавать положительное биополе, в результате которого должно проходить прекрасный физиологический процесс, формируется нервное и физическое здоровье.
В современном мире наблюдается снижение уровня психогигиенической грамотности и компетентности, а также мотивация к активному саногенному поведению.
Психологическая устойчивость зависит от особенностей мировоззрения. С детства человек впитывает отношение окружающих к действительности, к бытию. Человек через понимание жизни, ощущений и переживаний находит смысл жизни посредством своей деятельности. Важным становится понимание всей ответственности за свою жизнь и свои достижения.
Для положительного решения проблем необходимо мотивировать самостоятельность, укреплять установки на проявление активности при новых ситуациях в жизни.
Саногенный потенциал состоит из многих составляющих, направленных на развитие гармоничной личности: формирование отношения к жизни посредством воспитания, образования, социальным окружением; приобретение опыта, знаний и умений при общении с психологом, педагогом и другими групповыми занятиями.
Исследования, разработки и меры воздействия в психогигиене определяются масштабностью (общество) или единичностью (человек). Объектом психогигиены может быть семья, ребенок, сотрудники организации. Вопросы психогигиены в обществе становятся актуальными. Носителем психики считается человек, в результате на которого воздействует психогигиенические мероприятия.
При анализе литературных источников выяснилось, что здоровый образ жизни определяется как деятельность дошкольника, основанная на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. Детский сад и семья – важнейшие институты первичной социализации дошкольника, которые способствуют закладыванию основам здорового образа жизни детей.
В практической части был проведен эксперимент, в результате которого можно заключить, что у 20% детей отмечается высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, у 40% – средний уровень и у 40% низкий уровень. На протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ здорового образа жизни посредством дидактических игр, бесед, акций, соревнований, рисования и изготовления поделок, а также беседы с родителями, что позволило сформировать знания по здоровому образу жизни, узнать семьи дошкольников. Дети стали больше уделять внимания физической культуре, беречь свое здоровье, проявлять культуру питания.
В результате проведенных мероприятий выявилось, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем, что подтверждает эффективность проделанной работы в целом.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что формирование у детей основ здорового образа жизни будет более эффективным при целенаправленном использовании дидактических игр, бесед и проведение мероприятий, направленных на здоровый образ жизни.
1,500 руб.