ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 8
1.1. Понятие и основные формы функционирования государственно-частного партнерства 8
1.2. Системный подход к управлению проектами 15
1.3. Роль государственно-частного партнёрства при формировании и развитии инновационной экономики 22
Глава 2. Выбор направлений взаимодействия государства и ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 29
2.1. Краткая характеристика ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 29
2.2. Характеристика проекта государственного частного партнерства ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 37
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 51
3.1. Финансовая оценка и анализ денежных потоков проектов государственного частного партнерства ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 51
3.2. Социально-экономическая оценка эффективности проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список использованной литературы 67
Приложения
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие финансирование в рамках государственно-частного партнерства становится все более популярным во всем мире, как способ поддержания и финансирования общественных и квазиобщественных благ в таких секторах, как транспорт (автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, порты, аэропорты), социальная инфраструктура (больницы, школы, социальное жилье), коммунальные услуги (водоснабжение, очистка сточных вод, утилизации отходов) и государственные учреждения.
В России также реализуются механизмы взаимодействия государственного и частного секторов для финансирования социально значимых проектов, в том числе с использованием средств институтов развития. Многочисленные публикации, посвященные теме партнерства государства и бизнеса, подготовлены аналитиками Всемирного Банка, а также Центрами государственного частного партнерства разных стран. Вместе с тем, практические аспекты реализации и финансового планирования проектов недостаточно раскрыты в отечественной литературе.
Проблемы становления и развития государственного частного партнерства в различных странах исследовались в трудах зарубежных и российских ученых. При разработке проектов ГЧП существует потребность во всестороннем исследовании, имеющем цель систематизации зарубежного опыта. Ведь адаптировав его к российской специфике, можно ускорить процесс развития государственного частного партнерства как эффективного инструмента инвестирования в инфраструктуру.
Отсутствие общей методологии реализации проектов, детального финансового планирования и структурирования препятствуют развитию данного механизма в нашей стране. Из-за недостаточно качественного анализа большое количество проектов, как правило, заканчиваются ситуациями, связанными с высоким финансовым риском и неэффективной коммерческой ценностью инвестиций, а также осложненными правовыми последствиями.
Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования государственно-частного партнерства рассмотрены в трудах таких ученых как Белицкая А. В., Габдуллина Э.И., Дерябина М.А., Колесникова К.И., Ларин С.Н., Лившиц П.Л., Салихов Х.М., Холодная Н.Д. и др.
В совершенствование процесса управления проектно-инвестиционной деятельностью, одной из форм которой является государственно-частное партнерство, большой вклад внесли: Бланк И.А., Бочаров В.В., Виленский П.Л., Глисин Ф.Ф., Дежина И.И., Игонина Л.Л., Иванов В.В., Ковалев В.В., Лившиц В.Н., Лялин В.А. и др.
Также в процессе работы над исследованием были изучены труды по вопросам государственно-частного партнерства таких зарубежных ученых как Александер Г., Бейли Дж., Беренс В., Годж Г., Гримси Д., Девульф Г., Йескомб Э., Кляйн М., Розенау П., Уильямсон О., Уиттакер Д., Уэбер Б. и др.
Таким образом, актуальность темы, степень ее научной разработки и практической значимости определили выбор темы, цели и задачи исследования.
Целью работы является разработка проекта на базе государственно-частного партнерства ПАО «БАНК УРАЛСИБ»с учетом особенностей его реализации в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать теоретические основы формирования и развития
государственного частного партнерства;
2. Выбрать направления взаимодействия государства и ПАО «БАНК УРАЛСИБ»;
3. Обосновать социально-экономическую эффективность проекта
государственного частного партнерства ПАО «БАНК УРАЛСИБ».
Предметом исследования в работе являются формы и методы организации экономических отношений, возникающих в процессе финансового управления проектами государственного частного партнерства.
Объектом исследования являются инструменты финансового анализа и планирования проектов государственного частного партнерства.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области теории государственного частного партнерства, инвестиционного анализа, финансового планирования, отечественные и зарубежные разработки, ориентированные на развитие государственного частных партнерств и проектного финансирования.
В ходе исследования использовались различные методы научного познания: выборочное наблюдение, группировка, обобщение, исторический метод, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подход и другие.
Информационной базой работы послужили статистические данные, аналитические отчёты ПАО «БАНК УРАЛСИБ», государственных экономических и финансовых институтов, международных экономических организаций, литературные источники, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, нормативно-правовые акты государственных органов Российской Федерации и ее субъектов в области государственно-частного партнерства, а также Интернет-ресурсы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
4,500 руб.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты государственно-частного партнерства и его реализации в нашей стране. Кроме того, выявлены специфические условия рынка, которые влияют на величину и вероятность возникновения угроз для инвестиционных проектов. Заключительным этапом работы является разработка проекта транспортной инфраструктуры Скоростная платная дорога.
В теоретической части было определено, что реализация проектов ГЧП в России происходит с учетом определенных барьеров развития, а именно: неразвитость законодательной базы в аспекте государственно-частного партнерства, низкий уровень квалификации и компетенции, как в отношении государственных структур, так и частного сектора, неравноправие участников партнерства, коррупция, короткий горизонт инвестиционного планирования. Все эти факторы влияют на реализацию проектов ГЧП в России, и, соответственно, на возникающие для этих проектов угрозы.
Строительство и содержание инфраструктуры требует масштабных бюджетных затрат. Концессии или схемы государственно-частного партнерства в капиталоемких инфраструктурных проектах позволяют государству в значительной степени переложить инвестиционную нагрузку на плечи коммерческих структур, сохраняя при этом за собой контроль над общей стратегией развития сектора. В России созданы условия для успешного применения подобных схем, о чем свидетельствует разработанная организационно-правовая база и уже реализуемые проекты ГЧП в транспорте.
Под ГЧП обычно понимается контрактное соглашение между государством и частным партнером по созданию, финансированию и последующей эксплуатации объекта инфраструктуры, которое распределяет права и обязанности сторон и заключается на срок до 30 лет.
Контрактное соглашение между концедентом (государство) и концессионером (ПАО «БАНК УРАЛСИБ») принимает форму соглашения ГЧП, которое предоставляет концессионеру эксклюзивное право на получение прибыли за предоставление услуг по данному проекту на определенный срок в обмен на создание и перевод объекта на баланс государства и соблюдение заданных стандартов эксплуатации и уровня предоставляемых услуг.
В данной работе мы рассмотрели проект ГЧП ПАО «БАНК УРАЛСИБ» «Строительство и эксплуатация платной скоростной автодороги».
Таким образом, предлагаемый проект ГЧП включает в себя две ключевые стадии:
• строительство объекта (от 1 до 5 лет): создание объекта, который впоследствии станет единственным источником прибыли для концессионера;
• эксплуатация объекта (25-30 лет) и использование получаемой выручки для оплаты эксплуатационных расходов, погашения привлеченных кредитов и выплаты дивидендов акционерам.
По окончании срока соглашения ГЧП все активы проекта обычно передаются на баланс назначенной государственной организации. При этом объект передается либо бесплатно, либо по заранее определенной минимальной остаточной (например, балансовой) стоимости. В обязанности концессионера входит обеспечение определенного заранее оговоренного уровня содержания и функционирования активов на момент их передачи.
По сравнению с традиционными моделями схема ГЧП подразумевает более активное участие ПАО «БАНК УРАЛСИБ» во всех основных стадиях реализации проекта: планировании, проектировании, финансировании, строительстве, эксплуатации, ремонте. Но, в отличие от полностью частных проектов, в проектах ГЧП государство сохраняет конкретные рычаги управления и контроля качества предоставляемых концессионером услуг. Концедент, как правило, имеет право штрафовать концессионера за нарушение оговоренных ключевых производственных показателей.
Учитывая напряженность движения автотранспорта в центральной части города Москвы, предлагается реализация ГЧП-проекта «Создание и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги „Скоростная платная дорога“, который ставит следующие задачи:
• строительство высокоскоростной автомагистрали, связующей южные, центральные и северные части города с последующим выходом на федеральные и региональные автодороги;
• снижение нагрузки на мосты и улично-дорожную сеть центральной части города;
• сокращение простоев автотранспорта в пробках;
• повышение безопасности движения автотранспорта.
Общая протяженность дороги составит около 18 км, в том числе 8 км внутри плотной застройки города.
Проект «Скоростная платная дорога» является одним из первых в России проектом платной автодороги в черте города.
Общая стоимость рассматриваемого проекта составляет 12 000 000 тыс. руб. Из них 6 млрд. руб. выделяет ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Начало кредитных выплат будет производиться через месяц после получения кредитных средств. Желаемый срок кредитования составляет 12 лет при процентной ставке в 10% годовых в исследуемом банке.
Согласно проведенных расчетов, сумма дисконтированных доходов ПАО «БАНК УРАЛСИБ» за 7 лет больше общего размера инвестиций в проект, это значит, что дисконтированный срок окупаемости проекта для ПАО «БАНК УРАЛСИБ» равен 7 годам. При этом, чистая приведенная стоимость проекта составляет 18,2 млрд. руб.. NPV больше 0, проект окупается, и приносит прибыль. Срок, за который проект начнет приносить доход городу, составляет 19 лет. Ставка процента, при которой NPV=0, то есть проект является безубыточным, - 98%.
Итак, анализ проекта показал, что он имеет достаточный «запас прочности» при колебании ключевых факторов стоимости, а вероятность того, что возникновение факторов риска повлияет на изменения параметров эффективности, приведя проект к неблагоприятному исходу, минимальна.
Применение ГЧП для финансирования транспортных инфраструктурных проектов позволяет извлечь выгоду из совмещения функций государства (безопасность, доступность, развитие) с требованиями частного капитала (доходность, стабильность).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Государственно-частное партнерство является важным способом реализации крупных инвестиционных проектов в условиях недостаточного финансирования.
2. При обосновании и планировании проектов такого типа необходимо большое внимание уделять оценке рисков.
3. Предложенная в работе методика позволила рассчитать проект транспортной инфраструктуры на базе государственно-частного партнерства.
4,500 руб.