Введение 3
Глава 1. Теоретические основы европейской модели муниципального управления 5
§1. Основные принципы управления в свете норм европейской хартии местного самоуправления 5
§ 2. Понятие континентальной системы местного самоуправления 11
§ 3. Особенности континентальной модели децентрализации государственного управления и развития 16
Глава 2. Анализ правового регулирования континентальной системы местного самоуправления 27
§1. Зарубежный опыт правового регулирования муниципального управления 27
§ 2. Анализ процесса формирования местных органов власти европейских государств 38
§ 3. Европейская хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России 47
Заключение 57
Библиографический список 61
Приложения 68
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. Активизация реформ в большинстве европейских стран в сфере местного самоуправления и регионального развития, их сотрудничество на разных уровнях обуславливают сближение территориальных общностей (общин), их органов власти и должностных лиц, ассоциаций органов местного самоуправления и т. д.
При этом особое внимание уделяется не только выборности, подотчетности и транспарентности деятельности органов МСУ, но и максимальному вовлечению рядовых граждан в процесс принятия и реализации политических решений на местном уровне.
Не вызывает сомнения существование огромного демократического потенциала там, где граждане имеют возможность предпринимать прямые и длительные действия с целью оказать влияние на развитие своих сообществ.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что по мере последовательного развития демократии в России непременно возрастает роль самоуправления в решении вопросов местного значения, непосредственного участия населения во всей системе публичной власти.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию становления и развития местного самоуправления в континентальной Европе и в России в постсоветский период посвящено немало научных работ таких авторов как С.А. Авакьян, Р.Г. Абдулатипов, О.П.Зеленкова, А.А.Никаноров, Е.В.Михайлова, А.С.Прудников, М.М.Нурадинов Т.С.Мохова, О.Ю.Ильин, В.Г.Ищук, О.Ю.Устинова, Е.В.Симонова, О.Е. Кутафин, Б.Н. Топорнин, О.В.Шинкарёва и др.
Объектом исследования является система властных отношений в системе европейской континентальной концепции местного самоуправления.
Предметом исследования являются формы и методы институализации местного самоуправления в системе властных отношений.
Целью исследования является изучение и анализ европейской континентальной концепции местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы европейской модели муниципального управления;
- провести анализ правового регулирования континентальной системы местного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту:
1. В демократическом государстве именно местное самоуправление является инструментом, посредством которого создается доверие населения к власти. Гарантиями этого должны быть правовые механизмы, обеспечивающие гласность во всех составляющих местного самоуправления, включая участие граждан в формировании органов местной власти.
2. Все страны имеют тот или иной вид местного управления с определенной степенью самоуправления. Местное самоуправление - конституционно- правовой институт, содержательная ценность которого определяется его правовым характером, децентрализацией управления, самостоятельностью местных органов, обеспечивающих создание условий для устойчивого развития местного сообщества с учетом исторических, социальных, национальных, культурных и иных традиций. Но местное самоуправление не может рассматриваться отдельно, а только как часть всей системы государства. Соотношение различных форм местного управления, сочетание государственного управления и местного самоуправления при организации власти на местах определяется историческими, географическими и демографическими особенностями той или иной страны, политическим режимом, а также правовой системой.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории, концепции, обоснования природы, исторических истоков развития местного самоуправления как института демократии.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов, таких как институциональный, политологический, исторический, правовой, метод сравнительного анализа, статистический и др. Конкретно-исторический метод использован при исследовании динамики формирования, эволюции содержания и понимания института местного самоуправления в системе властных отношений.
Эмпирическая база исследования включает нормативно-правовые акты (Конституции, законы и др.) Российской Федерации и зарубежных стран, интернет-сайты, статистические материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
4,500 руб.
Целью данного исследования было изучение и анализ европейской континентальной концепции местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы европейской модели муниципального управления; проведен анализ правового регулирования континентальной системы местного самоуправления.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Местное самоуправление необходимо современному обществу и то, на каком уровне оно будет осуществляться зависит от народа.
Так, согласно п.1 ст.3 Европейской хартии местного самоуправления местное самоуправление осуществляется населением в рамках закона, под свою ответственность и в своих интересах.
В целом в России получила развитие правовая база МСУ, ориентированная на европейскую континентальную модель.
Основными чертами данной модели являются:
- сочетание МСУ и местных органов государственной власти, а также принципов выборности и назначаемости;
- иерархичность системы управления, где МСУ представляет собой нижестоящее звено по сравнению с вышестоящим государственным уровнем управления;
- ограниченность автономии МСУ; контроль органов МСУ со стороны специальных государственных уполномоченных, назначаемых на местный уровень.
2. Принципы, выдвинутые Европейской хартией местного самоуправления в определенной мере нашли свое закрепление и развитие во всей правовой системе Российской Федерации. Например, эти общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления определены: частями 1 и 2 статьи 3, статьей 12 первой главы, частью 2 статьи 15 и статьями 130-133 восьмой главы Конституции Российской Федерации.
В развитии конституционных положений организации и деятельности самоуправления муниципальными территориями принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также внесены соответствующие правовые нормы в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты.
Заявленные Европейской Хартией местного самоуправления общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления нашли свое отражение и развитие также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
3. Все страны имеют тот или иной вид местного управления с определенной степенью самоуправления. Но местное самоуправление, как свидетельствуют зарубежные источники, не может рассматриваться отдельно, а только как часть всей системы государства.
Соотношение различных форм местного управления, сочетание государственного управления и местного самоуправления при организации власти на местах определяется историческими, географическими и демографическими особенностями той или иной страны, политическим режимом, а также правовой системой.
Проведенный нами анализ позволяет сделать ряд выводов относительно особенностей формирования власти в муниципалитетах государств-членов Совета Европы:
1). Принцип гласности при формировании власти на местах находит свое отражение при установлении особенностей того или иного способа участия граждан в избрании власти на местах в общегосударственных законах о выборах, а также в отдельных правовых обычаях.
2). Формирование представительных органов должно основываться на принципах прозрачности этого процесса и его подотчетности местному населению, а не каким-либо другим субъектам. Именно поэтому в европейских странах более распространенной является мажоритарная избирательная система. В тех же случаях, где применяются элементы пропорциональной системы, к примеру, в Бельгии, в выборах наравне с общегосударственными партиями могут участвовать и местные, что препятствует процессу огосударствления местного самоуправления.
3). Участие партийных объединений в муниципальных выборах в европейских государствах также должно соответствовать принципу прозрачности. Это находит свое выражение в открытых списках кандидатов, когда у избирателя есть возможность ранжирования кандидатов в списке в порядке предпочтения.
4). В государствах континентальной Европы не получила распространение зародившаяся в свое время в Великобритании модель «сити-менеджмента», при которой мэр утверждается специально конкурсной комиссией, участвовать в формировании которой могут и представители государственной власти. Чаще всего главы муниципалитетов избираются на прямых выборах, как, например, в Париже.
В то же время, в силу устоявшихся в Европе конституционных традиций, избрание мэра может фактически происходить одновременно с выборами в представительный орган, когда кандидат в главы муниципалитета возглавляет список избирательного объединения. В данном случае граждане голосуют за открытый список избирательного объединения, избираемые от которого депутаты в последующем утверждают из своего состава мэра и его заместителей.
5. В демократическом государстве именно местное самоуправление является инструментом, посредством которого создается доверие населения к власти. Гарантиями этого должны быть правовые механизмы, обеспечивающие гласность во всех составляющих местного самоуправления, включая участие граждан в формировании органов местной власти.
6. Несомненно, Европейская хартия местного самоуправления является международно-правовым источником российского муниципального права. При этом Конституция РФ, имея высшую юридическую силу по отношению к Хартии, закрепляет фундаментальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Кроме того, Европейская хартия местного самоуправления определяет следующее: с момента ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.
Проанализировав действующее законодательство в вопросах организации местного самоуправления в Российской Федерации, приходим к выводу, что основы такого источника, как Европейская хартия местного самоуправления, отечественным законодателем безусловно учтены.
4,500 руб.