Введение 3
Глава 1. Развитие, сущность, значение предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетними 9
1.1. Историческое развитие государственных органов, осуществляющих предупреждение и пресечение преступлений 9
1.2. Сущность и значение предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел 17
Глава 2. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений 30
2.1. Правовая основа деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних 30
2.2 Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних 40
2.3. Взаимодействие органов внутренних дел с субъектами системы профилактики по предупреждению и пресечению преступлений 50
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 67
4,500 руб.
В связи с актуальными демографическими проблемами в России была принята Президентская программа по повышению рождаемости, в результате чего, благодаря помощи от государства, многие семьи решают заводить по второму и третьему ребенку. Учитывая тот факт, что средняя продолжительность жизни в России составляет примерно 66 лет и в настоящее время государство активно поддерживает многодетные семьи, то можно сделать вывод, что современная молодежь занимает центральное место среди возрастных групп населения страны, так как по количеству превосходит все остальные возрастные группы. Молодежь занимает важнейшее место в общественной жизни страны, является трудовым потенциалом. Молодежь впитывает в себя накопленные годами духовные ценности и потребляет материальные. Но с современной молодежью существует и большая проблема – в силу своей неопытности, юридической неграмотности, жестокости или просто безответственности подростки совершают наиболее тяжкие преступления, ведь не зря существует мнение, что именно женщины и подростки являются наиболее жестокими преступниками.
Разразившийся в России в 2008- 2010 годах финансово – экономический кризис подкосил многие современные семьи, в результате чего повлиял на характер общения граждан между собой, ведь кто-то смог удержаться «на плаву» и сохранил свое удовлетворительное материальное положение, а кто-то был выброшен за черту бедности и был вынужден сводить концы с концами. Кризис привел к тому, что бедные граждане, дабы прожить, вынуждены были совершать преступления и нередко среди этих преступников оказывались доведенные до отчаяния несовершеннолетние.
Несмотря на то, что, казалось бы, экономический кризис в стране миновал, в настоящее время все равно отмечается высокий уровень преступности в стране. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не только не уменьшается, но и увеличивается, что вызывает большое беспокойство за судьбу нашего государства, ведь именно от подрастающего поколения зависит, как в дальнейшем будет развиваться государство. Рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приведет к непоправимым последствиям. В настоящее время наблюдается отклоняющееся развитие подростков, которые в дальнейшем готовы переступить черту закона, вместо того, чтобы стать достойным гражданином своего государства. Несовершеннолетнему необходимо встать на ноги, обрести уверенность в будущей жизни, самоутвердиться, однако не всегда в государстве имеются условия для выполнения стремлений несовершеннолетних, порой отсутствие финансового благополучия в семье препятствует получению желаемого образования, в результате чего подросток озлобляется, пытается заявить о себе противозаконными методами. Именно в этот момент государство и должно заявить о себе, прежде всего, проводя грамотную политику по поддержанию несовершеннолетних, предоставлению доступного образования, отсрочек от службы в армии для юношей, а также по профилактике и предупреждению преступлений среди несовершеннолетних.
Профилактика и предупреждение преступлений среди несовершеннолетних, защита неокрепшего детского ума от негативного влияния, создание благополучных условий для получения образования, уверенности в дальнейшем трудоустройстве, социальная защищенность – это важнейшие направления на пути исправления личностных деформаций несовершеннолетних.
Несовершеннолетним предоставляется особая защита от государства. Учитывая тот факт, что несовершеннолетние в силу своего юного возраста не могут в полной мере осознавать значение собственных поступков, государство ограничивает их способность своими действиями получать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок воплощения их прав.
Применение принципов гуманизма и справедливости прямо повлекли за собой необходимость создания особых норм, действующих в отношении несовершеннолетних в уголовном праве. О большом внимании к этому вопросу свидетельствует и Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее УК РФ), в котором выделена самостоятельная глава, посвященная особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Уголовная ответственность в отношении несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями УК РФ, однако с учетом особенностей, связанных с личностью подростка, уровнем его психического, умственного, эмоционального развития, неумением правильно осознавать свои поступки.
Проводимая в настоящее время политика государства в отношении несовершеннолетних не является достаточно эффективной, так как не в состоянии противостоять совершению преступлений несовершеннолетними, не может изменить положение дел. Профилактика государства по отношению к несовершеннолетним не является достаточной мерой, практически не приводит к положительным результатам.
Противоправное поведение несовершеннолетних значительно изменилось, поскольку оно стало носить наиболее дерзкий и изощренный характер. Вместе с этим, все чаще правоохранительные органы встречаются с фактами вовлечения подростков в организованную преступную деятельность. Ввиду этого, правоохранительные органы оказались не готовы к таким проявлениям и еще не смогли в полном объеме обеспечить противодействие рассматриваемым процессам. Большее число традиционных и апробированных подходов к решению проблем борьбы с преступностью оказались не эффективными.
Это объясняется тем, что требуется совершенствование правовой базы в этой сфере, поскольку наблюдаются пробелы и противоречия в законодательстве, а так же конкуренция федерального законодательства с нормативными актами местных органов власти и управления. Этот факт и приводит к снижению результативности правоприменительной практики.
Немаловажно отметить тот факт, что на данный момент отмечается неустойчивая экономическая политика, отсутствует четкая система общенациональных ценностей и в целом общая нестабильная нынешняя жизнь в нашей стране. Все эти факторы негативно отражается на молодежи, поскольку их мировоззрение еще совсем не сложившееся. На фоне этого растет нарушение закона и преступность среди несовершеннолетних.
Так же, на преступность среди несовершеннолетних оказывает отрицательное влияние в семье и в ближайшем окружении, подстрекательство со стороны взрослых преступников, отсутствие определенных занятий, недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.
Следует выделить тот факт, что проблема предупреждение и пресечение преступлений среди современной молодежи является очень актуальной, ведь стандартные методы влияния на несовершеннолетних в настоящее время не приносят желательных результатов. Современные условия жизни требуют постоянной разработки новых методов предотвращения и пресечения преступлений, способов воздействия на подростков, формирования у несовершеннолетних законопослушного образа жизни, доведения до несовершеннолетних информации о недопустимости совершения неправомерных действий.
Цель работы заключается в исследовании деятельности органов внутренних дел по предотвращению и пресечению преступлений, которые совершают несовершеннолетние.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- изучить историческое развитие государственных органов, осуществляющих предупреждение и пресечение преступлений;
- рассмотреть сущность и значение предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетними в деятельности органов внутренних дел;
- определить правовую основу деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетними;
-установить формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетними;
- раскрыть взаимодействие органов внутренних дел с субъектами системы профилактики по предупреждению и пресечению преступлений.
Объектом исследования считаются правоотношения, которые возникают на основе профилактической деятельности органов внутренних дел, направленной на предотвращение и пресечение правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования составляет совокупность норм права, которые регулируют вопросы предотвращения и пресечения правонарушений несовершеннолетних, а также совокупность правовых норм, регулирующих данную область отношений, статистические материалы и материалы судебной практики, учебные и доктринальные источники.
Методы исследования. При написании работы по избранной теме использовались три группы методов: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный и функциональный), частнонаучные методы (статистический и социологический), а также специально-юридические (сравнительно-правовой и формально-юридический).
Ноܰрܰмативные источники работы составили: Конституция РФ, уголовное законодательство РФ, уголовно-процессуальное законодательство РФ, Федеральные законы.
Общетеоретическую базу исследования составили труды ведущих специалистов в области уголовного права С.А. Белоусова, С.В. Бородина, В. Н. Додонов, С. П. Щерба, В. С. Комиссаров, Т. Н. Радько и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в работе педагогов с целью доведения для обучающихся последствий антиобщественного поведения и нарушения действующего законодательства; психологов, могут быть включены в тексты лекций по юридическим дисциплинам, а также носить в себе информацию профилактического характера.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
4,500 руб.
Проанализировав изложенное в работе, можно сделать некоторые выводы.
Итак, 2 июля 1897 года в России принят Закон «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», который сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях, предусматривал каторгу и поселение (совершеннолетие наступало тогда с 21 года). Данный закон многими юристами назывался карательным и слишком жестоким.
В послевоенные годы, характер и содержание работы с несовершеннолетними изменился – ее центр переместился с изъятия с улиц на профилактическую работу беспризорных и безнадзорных подростков. Так же большое внимание было уделено изучению личности подростка.
В процессе изучения юридической литературы был сделан вывод о том, что работа сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних многообразна. Это дает возможность говорить о том, что эти сотрудники занимают важное место в системе органов внутренних дел. Они работают среди населения и с населением. Работа с подростками и их родителями постоянно требует глубокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умение использовать в работе не только арсенал карательных средств, но и педагогические навыки, быть тонким психологом.
Говоря о предупреждении и пресечении преступлений несовершеннолетних, в первую очередь стоит отметить тот факт, что в их основе находятся основополагающие принципы предупреждения и пресечения преступлений в целом. В то же время нельзя не отметить, что в предупреждении и пресечении преступлений несовершеннолетних имеются и особенности, которые объясняются отличием несовершеннолетних лиц от иных возрастных категорий, в том числе и своеобразностью совершаемых несовершеннолетними преступлений.
Преступность несовершеннолетних при условии своей значительности требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению и пресечению.
В первую очередь необходимо снизить уровень преступности несовершеннолетних, не допустить разлагающее влияние несовершеннолетних преступников на других несовершеннолетних.
С позиции норм, принципов и стандартов международного права предупреждение преступности признается одним из направлений защиты прав несовершеннолетнего.
Нормы международных актов фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними, которые совершают правонарушения. Эти нормы заключают в себе профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Сюда так же можно отнести применение альтернативных мер лишения свободы, осуществление ареста, задержания. Главная идея вышеназванных международных актов состоит в том, что «в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей признается профилактика правонарушений».
Основным законодательным актом, который регулирует деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признается закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Существует большое разнообразие форм деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних.
Методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних, в отличие от вышеназванных форм, являются более устойчивыми и стабильными.
Необходимо отметить, что предупреждение преступлений должно начинаться с выявления условий, а также обстоятельств, которые оказывают устойчивое негативное влияние на формирование несовершеннолетнего, в то время как профилактика правонарушающего поведения несовершеннолетних выступает в качестве одного из методов предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних.
Среди всех возможных направлений профилактики преступности несовершеннолетних ранее предупреждение выступает в качестве самого перспективного, гуманного и экономичного направления профилактики преступности несовершеннолетних, так как оказывает влияние и на будущие характеристики преступности в целом.
В то же время нельзя не отметить, что как бы ни были совершенны меры группового принуждения, каких затрат бы они не стоили обществу, однако не будучи проводимыми и в индивидуальном порядке, они не смогут привести к положительному результату, так как просто могут не дойти до конкретного несовершеннолетнего в случаях, когда не будут учтены своеобразные особенности личности, условия его жизнедеятельности.
Помимо органов внутренних дел, работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних осуществляют также довольно широкий круг субъектов системы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Исторически сложилось, что на региональном и местном уровнях в качестве основных органов, исполняющих функции по координации деятельности и взаимодействию между всеми субъектами системы профилактики, выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В качестве основы для взаимодействия органов внутренних дел с органами системы профилактики во многих регионах Российской Федерации является периодическое проведение межведомственных операций, как правило, именуемых «Подросток».
Именно межведомственное сотрудничество способствует в предотвращении втягивания несовершеннолетних в сферу уголовных преступлений. Объективно сложившаяся ситуация подталкивает все органы системы профилактики предупреждений и пресечений преступлений несовершеннолетних к взаимодействию. Таким образом, в качестве основного направления совершенствования предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних должно стать акцентирование профилактической деятельности на совершенствовании межведомственной координации.
4,500 руб.