ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица 10
1.1. Понятие, правовая природа ликвидации юридического лица 10
1.2. Виды ликвидации юридических лиц 15
Глава 2. Процедура ликвидации юридического лица 19
2.1. Основания добровольной и принудительной ликвидации юридического лица 19
2.2. Законодательно установленный порядок ликвидации юридического лица 27
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства РФ о ликвидации юридического лица и практики его применения 37
3.1. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики ликвидации юридического лица 37
3.2. Пути решения существующих проблем правового регулирования и правоприменительной практики ликвидации юридического лица 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
4,500 руб.
Теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность.
Юридические лица играют в гражданском обороте едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают свое существование также в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации).
Бесконтрольная ликвидация юридического лица способна нанести немалый материальный и моральный урон гораздо большему числу третьих лиц, состоявших с ним в гражданско-правовых и иных отношениях. Государство обязано осуществлять контроль за бесконтрольной ликвидацией юридических лиц с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства. Следовательно, необходимо оценить, в состоянии ли действующее гражданское законодательство способствовать осуществлению указанного контроля и упорядочить процесс ликвидации юридических лиц настолько, чтобы свести к минимуму потери, вызванные прекращением их деятельности.
Нормы ГК РФ, регулирующие вопросы ликвидации юридического лица, претерпели в 2014 году существенные изменения в рамках проводимого реформирования гражданского законодательства (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Несмотря на то, действующее законодательство о ликвидации юридических лиц все еще далеко от совершенства и требует дальнейшего обновления.
Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этого правового института. Законодательство о ликвидации юридических лиц и практика его применения требуют всестороннего изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных теоретических и практических проблем и поиска путей их решения, чему и посвящена настоящая работа.
Степень разработанности темы.
Различные аспекты темы выпускной квалификационной работы, далее – ВКР, являлись предметом рассмотрения классиков российской цивилистики: М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Д.И. Мейера, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др., а также представителей науки гражданского права (Л.Н. Бурковой, В.В. Витрянского, А.В. Габова, О.А. Красавичкова, С.К. Лисецкого, Е.В. Ноды, А.А. Пахарукова, В.А. Семеусова, Е.А. Суханова, К.И. Скловского, Ю.К. Толстого, В.Г. Филиппова, Д.С. Щеглова и др.).
За последнее время по исследуемой проблематике защищен ряд кандидатских диссертаций. Тем не менее, в настоящее время в отечественной юридической литературе имеется недостаток научных работ, посвященных комплексному рассмотрению и анализу теоретических и практических вопросов ликвидации юридического лица. В связи с этим существенно возрастает потребность всестороннего исследования данной темы.
Целью ВКР являются исследование теоретических и практических аспектов ликвидации юридического лица; выявление в законодательстве и правоприменительной практики ликвидации юридического лица пробелов и недостатков, разработка предложений по их устранению.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и правовую природу ликвидации юридического лица.
2. Рассмотреть виды ликвидации юридического лица.
3. Изучить основания ликвидации юридического лица.
4. Исследовать порядок ликвидации юридического лица.
5. Выявить проблемы правового регулирования и правоприменительной практики ликвидации юридического лица.
6. Предложить пути решения проблем правового регулирования и правоприменительной практики ликвидации юридического лица.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с ликвидацией юридического лица и в процессе его ликвидации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, а также судебная и правоприменительная практика.
Методологической основой ВКР являются общенаучные методы исследования: системный, аналитический, формально-логический, конкретно-социологический, а также юридические методы - сравнительно-правовой, комплексно-правовой.
Нормативно-правовую базу исследования составили Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Эмпирическая основа исследования включает судебную практику, данные статистики.
Теоретическую основу ВКР составили работы классиков российской цивилистики: М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Д.И. Мейера, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др., а также представителей науки гражданского права (Л.Н. Бурковой, В.В. Витрянского, А.В. Габова, О.А. Красавичкова, С.К. Лисецкого, Е.В. Ноды, А.А. Пахарукова, В.А. Семеусова, Е.А. Суханова, К.И. Скловского, Ю.К. Толстого, В.Г. Филиппова, Д.С. Щеглова и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Ликвидацией юридических лиц является форма прекращения юридических лиц, осуществляемую по решению ее участников (учредителей), уполномоченного на принятие данного решения органа юридического лица, государственного органа или суда, без какого-либо перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, в результате проведения которой данная организация полностью прекращает свое существование.
2. Существуют следующие виды (правовые режимы) ликвидации:
- добровольная ликвидация (по решению учредителя (участника) либо уполномоченного органа юридического лица);
- принудительная ликвидация (или ликвидация по решению суда);
- ликвидация вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
3. Сделан вывод о необходимости закрепить законодательно понятий «добровольная» и «принудительная» ликвидация юридических лиц, ввиду различных оснований применения данных процедур; конкретизировать нормы права применительно к ликвидации юридического лица в добровольном и принудительном порядке.
4. Сделан выводы о том, что решение о ликвидации должно определять детальный порядок ликвидации и конкретный ее срок, решения должны приниматься единовременно и в рамках одного вопроса повестки дня заседания компетентного органа, все вопросы компетенции и организации деятельности ликвидационной комиссии следует решить непосредственно в ГК либо указать в нем на необходимость (обязательность) отражения соответствующего вопроса в решении о ликвидации, если он не решен в учредительных документах организации.
5. Сформулированы признаки отнесения юридического лица к «формальному».
6. Сделан вывод целесообразности выделения и нормативного закрепление института юридического лица не в форме отдельной главы, а в форме отдельного раздела, где нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица могли бы получить более детальную проработку в форме отдельной главы, что позволило бы вывести их на более качественный уровень.
Структура работа. ВКР состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
4,500 руб.
По итогам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Ликвидацией юридических лиц необходимо признать форму прекращения юридических лиц, осуществляемую по решению ее участников (учредителей), уполномоченного на принятие данного решения органа юридического лица, государственного органа или суда, без какого-либо перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, в результате проведения которой данная организация полностью прекращает свое существование.
Следующие виды (правовые режимы) ликвидации:
- добровольная ликвидация;
- принудительная ликвидация (или ликвидация по решению суда);
- ликвидация вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
В ГК данные правовые режимы в представленных видах не выделены.
Под добровольной ликвидацией здесь понимается такая ликвидация, которая осуществляется по решению органов управления организации (вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для его принятия), в противопоставление ликвидации, которая осуществляется на основании решения суда.
У юридического лица по закону возникает обязанность принять решение о ликвидации так же, как это происходит при осуществлении добровольной ликвидации. Если же организация в течение установленного срока (или разумного срока) не принимает соответствующего решения, то истечение такого срока создает состав правонарушения, который является основанием для предъявления требования о принудительной ликвидации.
Основание для добровольной ликвидации - соответствующее решение, принимаемое учредителя (участника) либо уполномоченного органа юридического лица.
Статья 61 ГК в настоящее время указывает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда (принудительная ликвидация).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом ликвидационной комиссии (ликвидатора). Данный орган (лицо) признается основным субъектом, на которого возлагаются обязанности (с соответствующими правами и ответственностью) по проведению добровольной ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица Ликвидационная комиссия должна выявить не только кредиторов, но и имущество организации, а также ее должников.
После завершения расчетов с кредиторами ст. 63 ГК предусматривает обязательность составления ликвидационного баланса.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование в соответствии со ст. 63 ГК после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Смешение основания - решения с таким основанием как истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано, не имеет никакой основы.
Не до конца последовательно урегулирован в законодательстве вопрос о содержании решения о ликвидации и количестве решений, которыми «запускается» процедура добровольной ликвидации.
Процедуры добровольной и принудительной ликвидации не имеют четкого разграничения в законодательстве. Если в отношении перехода к режиму несостоятельности установлено регулирование, то вопрос о том, возможен ли (и в каком порядке) переход от добровольной ликвидации к принудительной - в законе оставлен без ответа.
Ликвидационная комиссия является коллегиальным органом управления. Соответственно, для принятия таким органом решения должен существовать определенный порядок. Непосредственно в положениях ГК, регулирующих ликвидацию, этот вопрос отражения не находит.
Закон в настоящее время недостаточно ясно регулирует и вопросы компетенции ликвидационной комиссии, ее статус остается неопределенным.
В частности, Гражданский кодекс РФ не раскрывает статус ликвидационной комиссии: то ли она - специфический орган юридического лица, то ли его представитель, то ли гражданско-правовое сообщество, действующее в соответствии с главой 9 ГК РФ. Это, в свою очередь, порождает «метания» законодателя: в пункте 4 статьи 64 ГК РФ говорится о праве кредитора ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, однако уже в пункте 1 статьи 64 ГК РФ кредитор в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить его требования наделяется правом на обращение в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу.
В пункте 8 статьи 63 ГК РФ сохранено правило о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица его учредителям (участникам) в рамках реализации права на ликвидационный остаток (ликвидационную квоту). При буквальном прочтении данной правовой нормы создается впечатление, что закон предусматривает лишь распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками.
Кроме того, в новой редакции ГК РФ продолжается игнорирование вопросов удовлетворения требований учредителей (участников) ликвидируемого юридического лица, выступающих в роли кредитора ликвидируемого юридического лица. Фрагментарное урегулирование вопросов расчетов с учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица на уровне общих норм ГК РФ о ликвидации с неизбежностью порождает проблемы в правоприменительной практике.
При анализе тех требований, которые кредиторы могут предъявить, следует отметить, что игнорируются права потенциальных кредиторов - лиц, чьи претензии, возникшие из ранее заключенных и исполненных договоров, могут возникнуть по основаниям, установленным законом, в будущем. Прежде всего, речь идет о гарантийных сроках.
Источником для покрытия расходов на осуществление ликвидации названо имущество юридического лица. Однако такое имущество может быть представлено вовсе не денежными средствами, как раз необходимыми для подготовки и проведения, к примеру, собрания участников корпорации для утверждения промежуточного баланса, а иным (в том числе неликвидным) имуществом. При этом судебная практика содержит однозначный запрет на сделки с имуществом организации до утверждения промежуточного баланса. Эта проблема законом так и не решена.
Срок заявления требований его кредиторами определяется самим юридическим лицом в уведомлении с учетом указанного ограничения. Срок не является пресекательным, однако полной ясности с тем, что делать с требованиями, которые поступят после истечения срока, нет. Как неясно и то, до какого момента такие требования после истечения срока можно принимать.
Не вполне ясны из ГК и следующие вопросы:
- какое влияние на расчеты с бенефициарами ликвидируемого юридического лица (участниками (учредителями)) имеет то обстоятельство, что процесс по иску кредитора не закончен;
- какое влияние на завершение процесса ликвидации имеет то обстоятельство, что процесс по иску кредитора не закончен;
- что делать, если процесс не закончен, а организация подала документы на государственную регистрацию;
- что делать, если процесс не закончен, а организация уже исключена из ЕГРЮЛ?
Не признает ГК (даже обновленный) такого режима, как ликвидация на основании отдельного федерального закона. Между тем количество законов, которые признают именно такую форму (режим) ликвидации, достаточно велико. Это все государственные корпорации и государственные компании, созданные и существующие на данный момент.
Вышесказанное подтверждает, насколько далеко еще от совершенства наше законодательство о ликвидации юридических лиц.
Предлагаются следующие пути совершенствования законодательства РФ о ликвидации юридического лица и практики его применения:
Решение о ликвидации должно определять детальный порядок ликвидации и конкретный ее срок. Все решения должны приниматься единовременно и в рамках одного вопроса повестки дня заседания компетентного органа. Указанные правила должны быть общими для всех юридических лиц с оговоркой, что дополнительные особенности содержания соответствующих решений могут быть установлены иными законами.
Правильным бы было все вопросы компетенции и организации деятельности ликвидационной комиссии либо решить непосредственно в ГК или ином нормативном акте, либо в ГК указать на необходимость (обязательность) отражения соответствующего вопроса в решении о ликвидации, если он не решен в учредительных документах, внутреннем регламенте или ином внутреннем документе организации.
Целесообразно добавить такое основание ликвидации юридического лица как ликвидация на основании отдельного федерального закона.
Полагаем, было бы правильно установить прежде всего при добровольной ликвидации правило о том, что по таким гарантийным обязательствам должно быть преемство ликвидируемого юридического лица
Необходимо закрепить законодательно понятия «добровольная», «обязательная» и «принудительная» ликвидация юридических лиц, в виду различных оснований применения данных процедур; конкретизировать нормы права применительно к ликвидации юридического лица в добровольном, принудительном порядке, во избежание использования закона в личных целях отдельными субъектами предпринимательской деятельности.
Следует также регламентировать сроки проведения налоговой проверки юридического лица регистрирующими органами во избежание искусственного увеличения срока ликвидации.
«Формальные» (фактически не осуществляющие деятельность) юридические лица должны ликвидироваться преимущественно за счет лиц, их создавших.
Необходимо законодательно определить критерии отнесения юридического лица к «формальному».
Считаем целесообразным выделение и нормативное закрепление института юридического лица не в форме отдельной главы, а в форме отдельного раздела, где нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица могли бы получить более детальную проработку в форме отдельной главы, что позволило бы вывести их на более качественный уровень.
Реализация вышеуказанных предложений, полагаем, будет способствовать решению существующих проблем правового регулирования и правоприменительной практики ликвидации юридического лица.
4,500 руб.