ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...…… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРИГАМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….. 7
1.1 Сущность процесса формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.................................................................…. 8
1.2. Оригами как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………... 20
1.3. Педагогические условия использования оригами в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста..30
Выводы по первой главе ……………………………………………….……35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ……………………………………………………………… …….37
2.1. Выявление начального уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного …………………………… 37
2.2. Апробация подобранной серии заданий с оригами по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста..45
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы …………...... 52
Выводы по второй главе ……………………………………………….……..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….….... 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………....59
ПРИЛОЖЕНИЯ
4,500 руб.
Актуальность исследования. XXI век - век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения ряда сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения.
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Но невозможно познания пространства малышом, без его ориентации в нём.
Проблема формирования пространственных представлений широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений, определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и многое другое.
Степень научной разработанности темы исследования. Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как Т. И. Ерофеева, В. Новикова, М. Фидлер, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной [24, с. 21], начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» [38, с.175].
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
В настоящее время много ведущих педагогов разрабатывают системы игр и упражнений по формированию пространственных представлений у детей , включают их в непосредственно образовательную деятельность дошкольников, но этого оказывается недостаточно, так как по результатам исследования у многих детей возникают трудности в усвоении пространственных представлений, чем и обусловливается актуальность нашего исследования. Как известно, одним из основных принципов работы по формированию пространственных представлений является комплексность. Поэтому мы предлагаем развивать ориентировку в пространстве, не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.
Одним из таких видов деятельности является обучение детей технике «оригами». Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю. Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует формированию пространственных представлений детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Но серии заданий для детей старшего дошкольного возраста с подробным её описанием в методической литературе нами не выявлено.
Противоречие между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений, и тем, что в настоящее время не в полной мере используется оригами для этой цели, что позволило обозначить проблему исследования:
Какие педагогические условия использования оригами будут способствовать формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Разрешение данной проблемы позволило сформулировать тему исследования: « Использование оригами в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: формирование пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования: использование оригами для формирования пространственных представлений у старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать педагогические условия использования оригами для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в процессе опытно-экспериментальной работы.
Задачи:
1) рассмотреть сущность процесса формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать возможности оригами как средства формирования пространственных представлений у старших дошкольников;
3) выявить педагогические условия использования оригами для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
4) доказать эффективность использования оригами в формировании пространственных представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования пространственных представлений старших дошкольников будет более эффективным в случае выполнения ряда педагогических условий:
будет подобрана серия заданий с оригами, направленная на формирование пространственных представлений у дошкольников;
в педагогический процесс по формированию пространственных представлений будут включаться задания с постепенным усложнением;
развивающая предметно-пространственная среда в группе будет дополнена дидактическим материалом, направленным на формирование пространственных представлений старших дошкольников.
Методы исследования:
теоретические: анализ педагогической литературы;
практические: эксперимент, наблюдение, беседа.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что нами была подобрана и апробирована на практике серия заданий с использованием оригами с целью формирования пространственных представлений у дошкольников; она может быть использована в образовательном процессе ДОО.
База исследования – МБДОО детский сад №11 пос. Колокша Собинского района Владимирской области; МБДОО детский сад №22 с.Спасское – Городище Суздальского района Владимирской области.
4,500 руб.
Пространственные представления и восприятия – емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления.
Несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки «на себе» и «на внешних объектах». В результате ребенок постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений, обозначенный словом признак предмета вычленяется и превращается в самостоятельный объект познания. С течением времени подобные слова приобретают оттенок относительности, и ребенок уже самостоятельно определяет отношения между 2-3 предметами, используя выражения «слева от», «справа от» и т.д. Это осуществляется благодаря тому, что при определении пространственных отношений между объектами ребенок переносит «схему своего тела», являющуюся для него основой освоения «словесной системы отсчёта» при определении пространственных направлений, на тот объект, который в тот момент служит для него фиксированной точкой отсчета.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является изменения в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.
Оригами занимает важное место в развитии пространственных представлений, т.к. данная техника в наибольшей степени готовит ребенка к школе, прививая ему необходимые для обучения физические, поведенческие навыки. Позволяет освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; понимать смысл пространственных отношений(вверх - вниз; слева - справа; рядом);учить ориентироваться на листе бумаги(справа, слева, вверху, внизу, в середине).
Занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Использование оригами для формирования у старших дошкольников пространственных представлений требует выполнения ряда педагогических условий, когда будет подобрана серия заданий с оригами, направленная на формирование пространственных представлений у дошкольников; в педагогический процесс по формированию пространственных представлений будут включаться задания с постепенным усложнением; развивающая предметно-пространственная среда в группе будет дополнена дидактическим материалом, направленным на формирование пространственных представлений старших дошкольников.
В практической части дипломной работы результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с помощью использования оригами. Данные результаты свидетельствуют о том, что работа, которая ведётся в детском саду по формированию пространственных представлений у детей, недостаточна эффективна.
В формирующем эксперименте мы подобрали серию заданий по формированию пространственных представлений с использованием техники оригами. Мы провели 10 занятий, каждое занятие носило в себе отработку следующих понятий: левая и правая стороны, верхняя и нижняя стороны, середина листа, центр листа, вверху, внизу, выше, ниже, вперед, впереди, сзади, назад, между, около, над, рядом, за, под, перед, на, от. На заключительном этапе было проведено занятия, в котором проверялись все сформированные навыки у детей, и выполнялась более сложная поделка, от детей требовалось максимальное знание терминов и использование их в практической деятельности.
Эти задания должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям сформировать пространственные представления не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Приобретенные детьми навыка работы способствуют формированию пространственных представлений. Представление об окружающем пространстве расширяются.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4,500 руб.