Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения личностной тревожности в межличностных отношениях взрослых людей 6
1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования 9
1.3. Теоретические возможности оптимизации межличностных отношений взрослых 17
ГЛАВА 2. Эмпирические аспекты исследования роли личностной тревожности в межличностном общении взрослых 25
2.1. Описание процедуры исследования 25
2.2. Методы и методики исследования, результаты исследования и их обобщение 27
2.3. Возможности и особенности психологического консультирования по вопросам личностной тревожности в межличностном общении взрослых 42
Заключение 57
Список литературных источников 60
Приложение 65
4,500 руб.
В условиях современного общества жизнедеятельность взрослого человека предполагает его существование и развитие в условиях высокой неопределенности. Нестабильность социально-экономической ситуации приводит к различным проблемам ориентировки человека в окружающей социальной действительности. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием взрослым человеком своей жизни, а также со способами функционирования, адаптации в социуме и выработки эффективных стратегий межличностного взаимодействия.
В связи с тем, что в ситуации быстрых социальных изменений взрослому человеку необходимо постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные взгляды, межличностные отношения и преобразовывать действительность, встает проблема личностной тревожности и способов обращения с ней.
Проблема личностной тревожности в контексте межличностного взаимодействия находит свое отражение в трудах З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерса, А.М. Прихожан и др.
Понятие личностной тревожности становится все более актуальным в связи с изучением проблемы жизнестойкости, а именно с тем, как взрослый человек справляется со сложными жизненными ситуациями. Данные вопросы представлены в работах зарубежных и отечественных ученых (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Д.А. Леонтьев и др.). Авторы отмечают, что специфика переживания жизненных событий и качества межличностного взаимодействия зависит, с одной стороны, от внешних факторов среды, а с другой стороны – от личностных особенностей самого человека, силы его «Я».
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире с его высоким темпом развития, информатизацией возникает необходимость создания условий для формирования жизнестойкости личности взрослого человека, его устойчивости к жизненным трудностям, самоактуализации, мотивации к личностному росту, преодоления личностной тревожности в межличностном взаимодействии.
Объект исследования – личность взрослого человека.
Предмет исследования – личностная тревожность взрослого человека в контексте межличностного взаимодействия.
Гипотеза исследования – уровень тревожности является важным фактором, определяющим характер межличностного общения взрослых. Предполагается, что мужчины и женщины взрослого возраста обнаруживают значимые различия в эффективности межличностного общения в силу неодинаковости уровней их личностной тревожности.
Цель исследования – изучить особенности влияния личностной тревожности взрослых людей на их межличностное общение.
Методы исследования – обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести обзор психологической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить специфику влияния личностной тревожности взрослых людей на межличностное общение с учетом пола.
3. Разработать практические рекомендации психологам, работающим со взрослыми людьми.
Методологическая основа исследования – акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач); гуманистический и экзистенциальный подходы (Р. Мэй, Д.А. Леонтьев), а также исследования, посвященные проблеме личностной тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерс, А.М. Прихожан и др.).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что исследование вносит определенный вклад в разработку представлений о роли личностной тревожности в межличностных отношениях во взрослом возрасте. Теоретические результаты могут быть применены в процессе дальнейшего научного исследования данной актуальной проблемы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в психологической работе со взрослыми людьми по вопросам снижения тревожности в межличностном взаимодействии.
Структура исследования включает в себя Введение, две основные главы, объединенные шестью параграфами, Заключение, Список литературных источников и Приложения.
4,500 руб.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучались особенности проявления личностной тревожности взрослых людей в контексте межличностного взаимодействия.
В теоретической части исследования были освещены следующие аспекты изучаемой проблемы: проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии, межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования, психологическая характеристика периода взрослости.
1. Тревожность рассматривается в психологических исследованиях в различных значениях: тревожность как психическое состояние (ситуативная тревожность) и тревожность как свойство личности (личностная тревожность). Тревожность оказывает определенное влияние на качество межличностных отношений взрослого человека.
2. Межличностные взаимоотношения во взрослом возрасте представляют собой сложный процесс, имеющий в своей основе установление контактов и развитие межличностного взаимодействия.
3. Взрослость является наиболее благоприятным периодом для достижения человеком личностной зрелости, для укрепления своей индивидуальности, жизнестойкости, что позволит реализовывать заложенный потенциал, принося в итоге ощущение счастья, благополучия и эффективности в межличностном взаимодействии.
4. Проблема чувства тревожности в процессе общения женщин и мужчин в рамках трудового коллектива является крайне актуальной, так как в условиях современных исследований до сих пор не нашла своего решения. В рамках данной работы автором предложены теоретические возможности оптимизации поставленной задачи, к числу которых следует относить как практические рекомендации психологов, выраженные в авторских методиках, так и тренинговые занятия, разработанные автором исследования, направленные на преодоление тревожности посредством расширения представлений о способах общения, формирования конструктивных навыков коммуникаций в рамках практической деятельности.
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Проверка нормальности распределения данных показала, что правомерно использовать непараметрические методы обработки статистических данных, в частности сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни.
2. В ходе сравнительного анализа была выявлена следующая картина различий между группами взрослых людей с учетом пола: мужчины отличаются более выраженной ситуативной тревожностью и более высоким уровнем тревоги, беспокойства, в силу чего у них: высокий уровень субъективного контроля в области достижений, в области неудач и в производственных отношениях; личностная направленность на выполнение дела, заинтересованность в решении производственных задач; в плане личностных характеристик, проявляющихся в межличностном общении: склонностью к радикальным решениям, новизне; при этом у них наблюдается состояние напряженности, фрустрированности, усталости.
Женщины отличаются менее выраженной ситуативной тревожностью и более высоким уровнем субъективного контроля в области семейных, межличностных отношений и в области здоровья; личностной направленностью на общение, стремление создавать и поддерживать межличностные контакты, стремление к коллективной деятельности; в плане личностных характеристик, проявляющихся в межличностном общении: эмоциональной зрелостью, способностью находить адекватное выражение своего состояния, чувств, мыслей; мягкостью, чуткостью, внимательностью как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим; более низким уровнем тревоги, беспокойства, по сравнению с мужчинами.
На основании полученных в эмпирическом исследовании данных было предложено провести специальную психологическую работу по оптимизации психоэмоционального состояния, в частности по снижению уровня тревожности в межличностном взаимодействии сотрудников коллектива. Целью данной работы являлось формирование способности сотрудников коллектива к ассертивному (уверенному) поведению в общении, снижение тревожности во взаимодействии. В область задачи психологической работы с сотрудниками промышленного предприятия входило расширение знаний сотрудников о процессе общения, ассертивности как необходимом качестве в межличностном взаимодействии; расширение представлений сотрудников об их способах общения в процессе практических занятий; развитие способности чувствовать себя и другого человека в общении; формирование навыков конструктивного общения, способности вести себя в общении уверенно, без тревоги и агрессии.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. В частности, уровень тревожности является важным фактором, определяющим характер общения. Мужчины и женщины взрослого возраста обнаруживают значимые различия в эффективности межличностного общения в силу неодинаковости уровней их личностной тревожности.
4,500 руб.