Введение 5
1.Возможности арт-терапевтических методов при работе с эмоциональными состояниями в психологической консультировании 9
1.1.История возникновения арт-терапии 9
1.2.Принципы и методы арт-терапии 11
1.3.Виды арт-терапевтических методов 14
1.4. Методики арт-терапии 18
1.4.1.Методики арт- терапии (активные, пассивные, смешанные) 18
1.4.2.Эмоции человека и тревожность 20
2.Практическое использование арт-терапевтических методов и методик в психологическом консультировании 24
2.1 Психолого-диагностический комплекс изучения тревожности 24
2.2.Программа проведения коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 27
4. Выводы 32
Заключение 34
Список литературы 37
1,500 руб.
Арт-терапия – это направление в психотерапии, которое направлено на реабилитацию и психокоррекцию человека посредством изобразительного творчества и другими видами искусства.
Первым термин «арт-терапия» употребил художник Адриан Хилл в 1938 году в своей работе с туберкулезными больными, который позже применяли в Америке с детьми, перенесших фашистские лагеря Второй мировой войны. У З.Фрейд и К.Г.Юнг также находим упоминания об арт-терапии. Самовыражение человека через искусство свидетельствует о неосознанных психических процессах.
Целью арт-терапии является развитие творческого потенциала индивида, его самовыражение. Человек приобретает психическую гармонию, он получает посредством самопознания новые открытия. Данный вид терапевтического воздействия позволяет открыть в человеке отношение к жизни, к проявлениям различных чувств. Человек может выразить собственное «Я» через создание скульптуры, картины, музыки, стихотворения и любого вида искусства,результатом может статьвнутренняя гармония.
В Арт-терапии используется невербальный способ общения и самовыражения личности, раскрытие скрытых возможностей, в результате которого происходит гармонизация индивида с окружающим миром. Посредством методик и методов Арт-терапии человек обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам, которые связаны с творческими возможностями, что делает работу актуальной.
Творчество и искусство - это результат взаимодействия человека с окружающим миром, которые несут лечебное начало.
Арт-терапия продолжает развиваться в современном мире.Включает новые области практического внедрения и обогащается идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.
Актуальность работы заключается в том, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм, моделей и внедрение её эффективных приемов при работе с детьми дошкольного возраста. Необходимо использовать эффективные приемы, методики для гармоничного развития дошкольников при создании условий сберегающих технологий для сохранения здоровья детей в образовательном процессе.
Объект -приемы арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности, особенности методов арт-терапии.
Предмет- возможности арт-терапевтических методов при работе с эмоциональными состояниями в психологической консультировании.
Гипотеза. Использование методов арт-терапии при работе с дошкольниками является наиболее безопасным и эффективным. Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии, уровень творческих способностей повысится.
Целью данной работы является разработка программы по применению арт-терапевтических методов при работе с эмоциональными состояниями в психологической консультировании, определении арт-терапии, анализа возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтической техники при работе с детьми дошкольного возраста.
Основными задачами является следующее:
- изучить теоретические направления, методики, методы, принципы арт-терапии;
- провести анализ использования арт-терапевтических методов и методик в работе с тревожностью у дошкольников;
- разработать программу для работы с дошкольниками;
- сделать выводы.
Методами исследования являются теоретический анализ, тестирование, наблюдение, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
В данной работе рассмотрены: возможности арт-терапевтических методов при работе с эмоциональными состояниями в психологической консультировании; история возникновения арт-терапии; принципы и методы арт-терапии; виды арт-терапевтических методов; методики арт-терапии (активные и пассивные) Цель и задачи интерпретации. В практическойчасти рассмотрено использование арт-терапевтических методов и методик в психологическом консультировании.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.
1,500 руб.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) - это такой вид направления в психотерапии и психологической коррекции, которое основано на искусстве и творчестве. Обычно под арт-терапией понимают деятельность, связанную с изобразительным творчеством, в результате которого идет психоэмоциональное воздействие на человека.
Целью арт-терапии является развитие творческого потенциала индивида, его самовыражение. Человек приобретает психическую гармонию, он получает посредством самопознания новые открытия. Данный вид терапевтического воздействия позволяет открыть в человеке отношение к жизни, к проявлениям различных чувств.
Арт-терапия заметно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с отличительными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.
Для достижения гармонизации личности применяют принципы.
К методам арт-терапевтического воздействия относят такие занятия как занятия по рисованию, лепке, ваянию, литературному творчеству, исполнению песни и танцев, сочинению или проигрыванию музыки, работу по дереву, камню, бисероплетению и т.д.
Также к методу арт-терапии относят метод Мандал, означающий центр или круг.
Принципы и методы арт-терапии дают возможность личности раскрыть свой потенциал, дает возможность гнать негативные мысли, что является первой ступенью для скорейшего выздоровления и приобретения психического равновесия.
Арт-терапия включает в себя различные виды.Применение множеств методик арт-терапии зависит от возраста и индивидуальных способностей индивида, от определения отклонения в развитии. Главное в использовании методик – это правильно воздействовать на психику человека, гармонизировать его отношение с окружающим миром, развивать способности самовыражения и самопознания, обеспечивать коррекцию эмоций, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Сегодня существует множество методик арт-терапии, которые необходимо подобратьдля нормализации психики человека.
Интерпретация требует последовательной активизации разных психических процессов у клиента и терапевта, которая включает многоуровневую переработку информации, связанной с созданием и восприятием художественных работ при взаимодействии со специалистом.
Тревожность - это состояние души, при которой человек часто переживает. Дети могут переживать агрессию, неуверенность в себе, одиночество, замкнутость, отдаленность родителей, недоверие ребенку, слишком большая общительность и др. Для преодоления отрицательных факторов было определено, что наибольший эффект снижения тревожности наблюдается при использовании таких методов арт-терапии как изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, драмтерапия и телесная терапия.
Данные методики помогают уйти от тревоги, эмоционально и личностно познавать себя и окружающий мир; помогают развить творческие способности, уметь активизироваться, расслабляться; выражать свои эмоции и чувства.
В практической части рассмотрена тревожность у детей дошкольного возраста, представлена программа для уменьшения тревожности детей. Данная разработанная программа требует апробацию.
Программаиспользуется для коррекционной работы, направленная на снижение тревожности посредством методов арт-терапии:
изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, игротерапия, драмтерапия, фототерапия. Необходимо отметить, что при продолжительном применении данной программы тревожность у детей снизится до минимума.
1,500 руб.