В целях реализации закреплённых в статьях 33, 45 и 46 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) норм государственные органы гарантируют каждому человеку право на защиту его прав и свобод, обеспечивая, в первую очередь, судебный порядок по обжалованию решений и действий (бездействий) органов государственной власти. Ценностная сущность права по обжалованию, которая закрепляется в нормативно-правовых актах различных отраслевых принадлежностях, состоит не в способности обжаловать то или иное решение органа государственной власти, а в системе факторов, которые позволяют заинтересованному лицу, в итоге, достигнуть отмены противозаконного акта.
Нормы процессуального характера, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в том числе нормы, которые регулируют механизм по обжалованию постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, устремлены для обеспечения процессуальной возможности лиц, которые привлекаются к административной ответственности, а также иного участника производства по делу, для защиты от незаконного и необоснованного решения. Исследование и подытоживание судебной практики способствовало выявлению несовершенства нормативно-правового регулирования процедуры пересмотра административных юрисдикционных актов судебными органами, многообразные подходы судебных органов по решению некоторых проблем при рассмотрении дел этой категории. Недостаточное законодательное регулирование механизма по пересмотру постановлений и решений в судебном порядке заставляет правоприменительные органы восполнить правовые пробелы с помощью аналогии закона, что, следовательно, не может не отразиться на неоднородности способов по реализации механизма защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов участников административно-деликтного судопроизводства и иных лиц. Стоит отметить, что процедура по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах различается достаточно завышенным уровнем процессуальной детализации, которая гарантирует участнику административного судопроизводства в арбитражных судах полноценный судопроизводственный механизм по разрешению административно-деликтных споров, что приводит к нарушению конституционного принципа единства средств судебной защиты, важное соблюдение которого не раз подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации.
Проблемам по обжалованию решений и постановлений по делам об административных правонарушениях достаточный интерес уделяется в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.
Разработка эффективного механизма судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в рамках производства по делам об административных правонарушениях, создание целостного образца подобной защиты призывают к комплексному подходу для изучения административно-процессуального законодательства и практики его применения судами общей юрисдикции при рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах усматривается необходимое дальнейшее исследование темы по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, исходя из нынешней правовой действительности.
Востребованный эффективный механизм по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях и необходимый поиск способов по решению вышеуказанных проблем предназначили избрание темы научного исследования и обусловили её актуальность.
На основании изложенного представляется возможным обозначить актуальность темы исследования – проведение системного анализа процедур по пересмотру решений, постановлений, и определений по делам об административных правонарушениях в судебных органах для того, чтобы разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию законодательства в рамках рассматриваемой темы.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследуемой теме посвящены многие научные труды таких учёных, как А.П. Алёхина, А.М. Бандурки, Д.Н. Бахраха, В.В. Головко, В.М. Горшенева, А.С. Дугенеца, Л.А. Калининой, А.А. Кармолицкого, С.Д. Князева, Ю.М. Козлова, П.И. Кононова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, А.Е. Лунева, В.М. Манохина, М.Я. Масленникова, С.Н. Махиной, А.Ф. Ноздрачёва, Г.И. Петрова, Л.Л. Попова, Э.Н. Ренова, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, А.В. Самойленко, В.Д. Сорокина, М.С. Студеникиной, В.С. Тадевосяна, Ю.А. Тихомирова, С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, А.П. Шергина, а также иных исследователей.
Вопросы по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах и судах общей юрисдикции освящаются в научных трудах А.В. Абсалямова, Т.К. Андреевой, О.В. Косоноговой, Ю.В. Надольской, В.В. Головко, М.Я. Масленникова, И.В. Пановой, Н.Г. Салищевой, С.Д. Хазанова, Б.И. Шалыгина, А.Ю. Якимова и других.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в области судебного пересмотра решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе общественные отношения, которые возникают вследствие защиты участниками производства своих законных интересов и прав в суде.
Предметом исследования являются теоретическая позиция, затрагивающая вопрос по пересмотру решений и постановлений по
делам об административных правонарушениях, административные и административно-процессуальные законодательные акты, арбитражно- процессуальное законодательство, практика правоприменения, включая практику Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а также теоретическая разработка учёных, посвящённая некоторым проблемам процедуры пересмотра процессуальных актов, которые выносятся в судебном порядке по делам об административных правонарушениях.
Цели исследования – комплексно изучить правовое регулирование стадии по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях; проанализировать законодательство, практику применения и теоретические подходы к различным правовым аспектам по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях; теоретически осмыслить проблемы по пересмотру юридических актов; разработать теоретические положения и практические рекомендации, направленные на усовершенствование нормативно-правового регулирования стадии по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях.
Для решения обозначенных целей автор обусловил постановку и решение конкретных задач:
1) рассмотреть пересмотр решений и постановлений как стадии производства по делам об административных правонарушениях;
2) освоить теоретические основы деятельности суда по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях;
3) установить особенности определения подведомственности дел при обжаловании (опротестовании) актов административных и судебных органов, которые вынесены по делу об административных правонарушениях;
4) выявить объекты обжалования (опротестования), определить круг лиц, которые обладают правом инициировать данную стадию;
5) исследовать процессуальные особенности пересмотра решений и (или) постановлений по делам об административных правонарушениях;
6) выявить особенности пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
7) определить проблемные вопросы стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях судебными органами и показать возможные пути их разрешения;
8) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования стадии пересмотра с учётом общих тенденций развития судебно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Эмпирическая база исследования включает в себя правовую позицию Конституционного Суда РФ, отражённую в решениях, которые вынесены им по вопросам пересмотра дел об административных правонарушениях; судебная практика Верховного Суда РФ; практика правоприменения судами общей юрисдикции и арбитражными судами по пересмотру решений, постановлений и определений по делам об административных правонарушениях; административные регламенты (подзаконные акты); обобщения федеральных органов исполнительной власти; а также монографии, научные работы, учебники и статьи, авторами которых выступили ведущие советские и российские учёные и специалисты в области административного и административно-процессуального права как: А.В. Абсалямов, Т.К. Андреева, О.В. Косоногова, Ю.В. Надольская, В.В. Головко, М.Я. Масленников, И.В. Панова, Н.Г. Салищева, С.Д. Хазанов, Б.И. Шалыгин, А.Ю. Якимов и другие. В основу исследования легли также материалы собственных исследований магистранта, в том числе материалы личной судебной практики.
Нормативную правовую базу составили Конституция РФ, международно-правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные акты; в историческом и сравнительно-правовом аспектах использовалось законодательство СССР и РСФСР.
Теоретическая значимость исследования обусловливается тем, что предложения и выводы, которые сформулированы в данной работе, вырабатывают, формируют и вносят дополнения в научные познания о некоторых важных вопросах административного процесса, которые составляют теоретическую основу деятельности суда по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, а также проблемах теоретическо-прикладного характера, которые связаны с осуществлением указанного пересмотра, и могут использоваться в процессе дальнейших научных изысканий данных вопросов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём обосновываются выводы и предложения, направленные на повышение эффективности норм законодательства, которые регламентируют процесс по пересмотру решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, а также на то, чтобы повысить качество вышеуказанной стадии по производству по делам об административных правонарушениях. Сделанные предложения и выводы могут реализовываться в границах законодательной работы по совершенствованию процессуальных норм об административных правонарушениях, а также регулирования норм права об
административном процессе и административном судопроизводстве.
Также стоит отметить, что положения, которые отражены в исследовании, могут использоваться субъектами по правоприменению в ходе по реализации установленных перед ними задач и другими участниками административного процесса по защите своих интересов и прав, а также могут востребоваться при преподавании и освоении курсов «Административно-процессуальное право», «Административное право», спецкурса «Административная ответственность», а также при осуществлении программы по повышению квалификации и проведению научно-практического семинара при участии судьи и должностного лица, которые осуществляют полномочия по производству по делам об административных правонарушениях.
Итоги проведённого исследования применялись автором в профессиональной деятельности практикующего юриста.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Место стадии по пересмотру в производстве по делам об административных правонарушениях обуславливается некоторыми факторами, из которых наиболее значимым стоит отметить волеизъявление участников производства, которые обжалуют вынесенные по делу процессуальные решения. Возникновение стадии пересмотра взаимосвязано с фактом юридической концентрации воли участника производства, которое наделено соответствующим правом по обжалованию постановлений, решений, определений по делу об административном правонарушении.
Исходя из особенных свойств стадия пересмотра может последовать за рассмотрением дела (ординарное производство); за стадией по возбуждению дела (если происходит оспаривание постановления по прекращению производства по делу); одновременно со стадией возбуждения дела (если оспаривается определение о применении мер обеспечения); одновременно или за стадией по исполнению постановления о назначении административного наказания. Производство по делу об административном правонарушении может состоять из одной стадии пересмотра в том случае, если будет обжаловаться определение об отказе в возбуждении дела, если в последующем не будет осуществляться производство по нему.
2. Аргументируется положение о том, что стадия пересмотра располагает единством функционального, структурного и институционального характера.
Функциональное её единство определяется единством цели, задачами, функциями института по пересмотру решений и постановлений по делам рассматриваемой области, составом участников, являющимся неизменным на протяжении всей процедуры по пересмотру, порядком по оформлению процессуального решения, характером совершенного процессуального действия.
Институциональное единство рассматриваемой стадии обуславливается сосредоточенностью всех процессуальных норм, которые регулируют пересмотр, в границах одной главы КоАП РФ, а также системно-структурной взаимосвязанностью данных норм друг с другом внутри единой главы, которая содержит соответствующее отсылочное предписание, так и с процессуальным положением иной главы КоАП РФ.
Структурное единство стадии по пересмотру заключается в наличии двух независимых ступеней:
пересмотр решений, постановлений и определений, которые не вступили в законную силу, а также которые вступили в законную силу, но которые пересматриваются в порядке, установленном для не вступивших в законную силу в связи с восстановлением срока для их обжалования (опротестования), осуществляемый в одной или двух судебных инстанциях в зависимости от вида оспариваемого процессуального решения;
пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (в порядке надзора), которые вступили в законную силу, и осуществляются в двух судебных инстанциях.
3. Доказывается, что перечень юридических актов, на которые подаются жалобы, принесён протест, зависят не только от предусмотренной КоАП РФ возможности по самостоятельному обжалованию, но и от правового свойства процессуального решения – является оно итоговым или промежуточным, препятствует ли оно дальнейшему движению дела или нет.
4. Для полноценного воплощения в жизнь принципа презумпции невиновности лица, которое привлекается к административной ответственности, а также полного, всестороннего, объективного и своевременного рассмотрения дела по пересмотру решений и постановлений в судебных органах нужно предоставить статус участника производства по делу представителю административного органа, должностное лицо которого возбудило или рассмотрело дело об административном правонарушении. Действующая модель процессуальных норм, согласно которой должностные лица, которые составили протокол и (или) вынесшие постановление, наделяются правом по обжалованию процессуального решения, не позволяют этому лицу эффективно реализовывать возложенную на нее функцию по доказыванию законности вынесенных актов и поддержанию обвинения. Потенциал по представлению интересов административного органа не должна обуславливаться участием должностного лица при вынесении процессуального акта.
5. Систематизирован и описан порядок по принятию судом решения, предусмотренного ст. 30.7 КоАП РФ, а также при повтором судебном пересмотре дела в порядке, который предусмотрен ст. 30.9 КоАП РФ. Также определены особенности, связанные с реализацией органами судебной власти полномочий по отмене или изменению принятых административно-процессуальных актов.
Апробация результатов работы:
- по теме диссертации опубликованы статьи на тему «Особенности определения подведомственности дел при обжаловании (опротестовании) актов административных и судебных органов, вынесенных по делам об административных правонарушениях» и «Особенности пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов», в которых нашли своё отражение теоретические и практические выводы и результаты работы»;
- результаты магистерской диссертационной работы включены в Отчёт о научно-исследовательской работе за 2016-2017 учебный год;
- магистерская диссертационная работа была обсуждена на кафедре административно-правовых дисциплин Владимирского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС;
- практические результаты магистерской диссертации были предметом обсуждений и дискуссий Президиума Владимирской областной коллегии адвокатов «Защита», а также среди адвокатов данной коллегии и других адвокатских образований г. Владимира.
Структура исследования обусловлена его целью, поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Настоящая работа содержит многочисленные примеры пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в судебном порядке из личной судебной практики автора, в которых он принимал участие, в основном, как защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ.
4,500 руб.
Проведённое исследование содержит в себе, на наш взгляд, больше вопросов, чем ответов на них. Вызвано это тем, что сама тема исследования носит сугубо дискуссионный характер.
Тем не менее, в результате проведённого исследования представляется возможным сделать следующие основные выводы.
Сама по себе стадия пересмотра есть факультативная (необязательная) стадия в производстве по делу об административном правонарушении. Факультативность гласит о том, что появление её связывается с усмотрением участника процесса, имеющего право на опротестование и обжалование, непосредственно как наличие любой другой стадии зависит от вида производства, юридического свойства и вида решения и постановления по делу.
Рассматривая жалобу или протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях осуществляется общий комплекс задач, касающийся всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств по делу. Выполняя данные задачи, это содействует соблюдению правил о том, что судебный орган не объединен с доводами по жалобе, а проверяет в полном объёме дело. Данному правилу покоряются любые процессуальные действия с того момента, когда получена жалоба (протест) на всех периодах её подготовки к рассмотрению и при рассмотрении дела по существу.
При рассмотрении жалобы или протеста на постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении выполняется весь комплекс задач по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств дела. Выполнению этих задач способствует соблюдение правила о том, что суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. Этому правилу подчиняются все процессуальные действия с момента получения жалобы (протеста) на всех этапах подготовки её к рассмотрению и при рассмотрении дела по существу.
Институт судебного пересмотра выполняет в производстве по делу об административном правонарушении конкретные полномочия:
-обеспечить реализацию права участника по защите от незаконного и необоснованного процессуального решения;
-закрепить полномочия судебного органа по контролю за административным юрисдикционным актом;
-обеспечить пересмотр судебного решения, вместе с тем в надзорном порядке;
-обеспечить реализацию прокурорского надзора по соблюдению законных решений органов административной юрисдикции и судебных органов;
-способствовать вырабатыванию единообразия в юрисдикционной административно-деликтной практике.
Вместе с тем отраженные в работе вопросы по правовому регулированию по пересмотру решений и постановлений по делу об административном правонарушении, устанавливают угрозу законности и обоснованности принимаемого решений и постановления, следовательно, осуществление конституционного права, такого как права по защите законных интересов и прав граждан, охватывая право на судебную защиту; соблюдения конституционных принципов единства средств по судебной защите прав граждан, а также иных принципов права.
Процессуальный порядок по пересмотру решений и постановлений по делу об административном правонарушении не считается налаженным в достаточном уровне по причине некоторых недостатков в КоАП РФ, в том числе: не до конца отрегулированы проблемы по порядку и основаниям по восстановлению пропущенных сроков обжалования, требований к жалобам на решения и постановления, которые не вступили в законную силу. Существенный недостаток заключается в вопросе по разграничению подведомственности дел по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судом общей юрисдикции и арбитражным судом, и данная проблема решена неотчётливо.
Тем не менее изучив пересмотр решений и постановлений по делу об административном правонарушении как стадию юрисдикционно- административного процесса, исходя из основания по исследованию нормативно-правовых актов, мнений учёных-процессуалистов, практики суда стоит выразить мнение о непрерывном усовершенствовании законодательства в данной области, что учитывая её значительность для осуществления конституционной гарантии по защите свобод и прав граждан, приобрело особенный смысл.
В последние годы неоднократно вносились изменения и дополнения в гл. 30 КоАП РФ. На этот счет была высказана правовая позиция Конституционного Суда РФ, которая была выражена в целом ряде определений. Это послужило основанием для дополнения главы 30 КоАП РФ статьями 30.12 - 30.19, регламентирующими порядок рассмотрения жалобы (протеста) в порядке надзорной инстанции.
Одновременно с этим, проведённый анализ процессуальной конструкции стадии пересмотра показывает, что положения гл. 30 КоАП РФ пока остаются «оторванными» от общих тенденций развития судебно-процессуального законодательства и нуждаются в серьёзной модернизации, восполнении имеющихся пробелов, приведении процессуальных механизмов обжалования в соответствие с новейшим процессуальным законодательством.
После принятия КоАП РФ прошло 12 лет. За этот период в него было внесено достаточно большое количество изменений и дополнений, исходя из реалий современной действительности. Вместе с тем ряд положений Кодекса нуждается в дальнейшем совершенствовании и доработке. Это касается как Особенной части, так и процессуальных аспектов. В настоящее время в Государственной Думе идет работа по модернизации КоАП РФ и подготовке новой редакции Кодекса с учетом практики его применения, уточнения и развития ряда его положений.
Необходимо ещё раз оценить степень учёта КоАП РФ конституционных принципов юридической ответственности, судебной защиты прав граждан, принципов правосудия. Вместе с тем любые процессуальные изменения должны быть сбалансированными, не допускающими значительный разрыв в качестве правового регулирования разных стадий и этапов, а также должны обеспечивать согласованное взаимодействие всего процессуального инструментария производства по делам об административных правонарушениях.
Многие проблемы, выявленные в ходе исследования, требуют именно законодательного разрешения. Представляется, для их исправления недостаточно только постановлений, принятых Пленумом Верховного Суда РФ.
В связи с этим, учёными-процессуалистами предлагаются различные пути совершенствования законодательного регулирования данной стадии. К ним относятся как предложения, связанные с совершенствованием существующего законодательства (внести соответствующие дополнения в КоАП РФ, предусмотреть в КоАП РФ применение норм закона по аналогии, добиться унификации соответствующих норм КоАП РФ и АПК РФ), так и предложения по разработке и принятию Административно-процессуального кодекса (возможный вариант названия) как единого нормативного правового акта, регламентирующего административное судопроизводство, в том числе и производство на исследуемой стадии.
Последний вариант представляется нам наиболее целесообразным, поскольку именно такой нормативный правовой акт, как Административно-процессуальный кодекс, полагаем, позволит разрешить существующие в настоящее время правовые пробелы и юридические коллизии в административно-процессуальной деятельности.
4,500 руб.