Введение 3
1 Теоретические аспекты организации налогообложения и его связь с доходами бюджета Российской Федерации 5
1.1 Понятие налогообложения и принципы построения налоговой системы Российской Федерации 5
1.2 Виды налогов, действующих на территории Российской Федерации, специфика и особенности прямых налогов 9
2. Практические аспекты организации прямого налогообложения и его связь с доходами бюджета Российской Федерации 14
2.1 Формирование доходной части бюджета Российской Федерации 14
2.2 Анализ доходной части бюджета Российской Федерации 17
Заключение 28
Список использованных источников 31
1,500 руб.
В настоящее время виды налогов и сборов весьма разнообразны и являются важнейшей составляющей частью налоговой системы. Налоги можно классифицировать по разным признакам. С проблемой классифицирования налогов напрямую связаны теоретические аспекты их разделения на косвенные и прямые. В экономической науке обоснование такой классификации является очень важным моментом для выработки практических рекомендаций построения налоговых систем практически любой страны. Ведь налоговые системы могут быть ориентированы как на доминирование в них прямого обложения имущества и доходов, так и на косвенное обложение потребления. В связи с этим теоретические дискуссии о том, какие налоги являются косвенными, а какие прямыми, а также какие именно из них лучше для экономической системы государства, продолжается не одно столетие.
Выбранная тема курсовой работы наиболее актуальна, так как государство в силу особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать прямые налоги для того, чтобы под его воздействие подпало наибольшее количество объектов деятельности налогоплательщиков. Все это в купе создает необходимую устойчивость поступлений налогов и сборов, а также усиливает зависимость размера и объемов уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Выбранная тема актуальна еще и тем, что федеральный бюджет представляет собой основное средство мобилизации всех имеющихся ресурсов в стране. С помощью него государство оказывает влияние на экономику, стимулирует ее развитие, занимается развитием образования, науки и культуры, социальной сферы, спорта, обеспечивает оборону страны. Поэтому так важно понимать механизм формирования доходной части федерального бюджета, поскольку от полученных доходов напрямую зависят и расходы государства.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение прямого налогообложения и механизма формирования доходов бюджетной системы РФ.
Цель курсовой работы обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие налогообложения и принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
2. Изучить виды налогов, действующих на территории Российской Федерации, специфику и особенности прямых налогов;
3. Определить, как формируется доходная часть бюджета Российской Федерации;
4. Провести анализ доходной части бюджета Российской Федерации.
В предлагаемой курсовой работе объектом исследования избран государственный (федеральный) бюджет России. Предметом же исследования выступают общие показатели формирования федерального бюджета РФ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных авторов в области налогов, налогообложения и бюджета, а именно: Лыковой Л.Н. Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Черника Д.Г., Ялбуганова А.А. и др.
Нормативная правовая база исследования сформирована на основе законодательных и нормативных актов Президента и Правительства РФ, Государственной Думы и Федерального собрания РФ.
Информационной базой исследования явились материалы, представленные в сети «Интернет», данные официальных сайтов Казначейства России (http://www.roskazna.ru), Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru), Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru), единого портала бюджетной системы РФ (http://www.budget.gov.ru).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Так же в работу включен необходимый иллюстративный материал: рисунки и таблицы.
1,500 руб.
Подводя итог изложенному, автор приходит к выводу, что цель, поставленная во введении, достигнута, основные задачи в полном объеме решены.
Так, автор установил, что налогообложение в Российской Федерации воплощается в налогах, обретая тем самым свое вещественно-предметное содержание.
Все налоги России складываются в единую систему, называемую налоговой системой.
Обобщив все изученные понятия, автор пришел к выводу, что налоговая система РФ - совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система нашей страны базируется на следующих основополагающих принципах: определенности, справедливости, удобства, экономии и равенства.
Все налоги в РФ можно подразделить на федеральные, региональные и местные. Кроме предложенной классификации, налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуги, то есть включаются в механизм формирования цены.
В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Так, например, доля НДС в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 2013 году составляла 50,1%, в 2014 году – 49,55%, в 2015 году – 49,28%. Доля акцизов за анализируемый период: 2013 год – 7,43%, 2014 год – 7,48%, 2015 год – 6,77%.
Доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в структуре налоговых доходов федерального бюджета за 3 года увеличилась с 36,17% до 37,03%.
В неналоговых доходах львиную долю занимают доходы от внешнеэкономической деятельности: в 2013 году - 84,86%, в 2013 году - 84,51%, в 2015 году – 68,53%.
Анализ поступлений доходов в федеральный бюджет РФ позволил сделать автору вывод о том, что все налоговые доходные источники за 3 года увеличились, что является положительным моментом, так как свидетельствует об улучшении экономической ситуации в стране.
Тем не менее, в 2015 году по сравнению с 2014 годом и 2013 годом значительно снизились поступления от неналоговых доходов, а именно за счет:
- доходов от внешнеэкономической деятельности (65,76% к 2013 году, 60,31% к 2014 году);
- платежей при пользовании природными ресурсами (67,83% к 2013 году, 72,7% к 2014 году).
Данное уменьшение сыграло определяющую роль в общем снижении поступлений доходов в федеральный бюджет РФ в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 94,22%.
Проведя анализ соотношения прямых и косвенных налогов в федеральном бюджете РФ, автор выявил следующую тенденцию. Федеральный бюджет РФ в большей своей части состоит из косвенных налогов. Автор отмечает, что их доля незначительно снижается: с 57,52% до 56,05% (на 1,47%). Тем не менее, эта доля остается достаточно высокой.
Столь значительная доля косвенных налогов в доходах бюджета РФ не является негативным фактором, так как во всем мире в сфере налогообложения наблюдается переход к обложению потребления.
В завершении хотелось бы отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.
1,500 руб.