ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС 8
1.1 История становления и развития органов и учреждений УИС 8
1.2 Понятие и роль органов и учреждений УИС 14
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УИС КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
2.1 Гражданско-правовые основы органов и учреждений УИС 18
2.2 Виды и правовой статус органов и учреждений УИС 23
2.3 Порядок создания и ликвидации органов и учреждений УИС 29
2.4 Структура управления органов и учреждений УИС 34
2.5 Права и обязанности органов и учреждений УИС 42
2.6 Гражданско-правовая ответственность органов и учреждений УИС 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
4,500 руб.
Актуальность темы. В Российской Федерации за последние годы сложилась тенденция к принципиальному изменению экономических отношений, духовной сферы, всех сторон жизни и общества. При проведении в стране данных преобразований были выявлены многие острые социальные проблемы. К одной из данных проблем можно отнести и рост преступности, ее качественное изменение. Преступность постоянно и динамично развивается, трансформируется, становится все более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. В связи с данными обстоятельствами в стране объективно признается необходимость поиска новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны.
По праву можно сказать, что особое место среди компетентных органов нашей страны, осуществляющей исправление преступников, занимает уголовно-исполнительная система (УИС).
Под уголовно-исполнительной системой понимается комплекс государственно-правовых, социально-экономических и иных институтов, затрагивающих права и интересы значительной части населения нашего государства.
Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН России) выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, который осуществляет правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, в том числе содержанию лиц, которые являются подозреваемыми либо обвиняемыми в совершении преступлений, а также подсудимых, которые находятся под стражей, в том числе и другие функции. ФСИН России находится в подчинении Министерства юстиции РФ.
Согласно Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», министерства, федеральные службы, федеральные агентства выступают в качестве юридических лиц.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно либо посредством территориальных органов, учреждений, которые исполняют наказание, следственных изоляторов, в том числе предприятий и учреждений, которые специально созданы с целью обеспечения деятельности УИС.
ФСИН России, основываясь на предоставленных полномочиях, а также возложенных на нее функциях, организует выполнение размещенных на предприятиях, а также собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказы на поставки продукции, товаров для государственных нужд и так далее.
После принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», все учреждения УИС были преобразованы в казенные учреждения. Таким образом, органы и учреждения УИС, являясь субъектами гражданского права, обладают правоспособностью и дееспособностью.
В то же время нельзя не отметить, что правоспособность органов и учреждений УИС носит специально-целевой характер, так как данные субъекты гражданского права могут нести лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, а также публичным интересам, в том числе исходят из функций носителя публичной власти.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности, а также практической востребованности интеллектуальных усилий по научному осмыслению, изучению гражданско-правового положения органов и учреждений УИС.
Отдельно тему данной работы проблематично найти в книге или учебнике, описывающей только данный вопрос. По данной теме, в том числе, даются комментарии практикующих юристов, которые опираются, в основном, на действующее российское законодательство.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регулирующая особенности гражданско-правового положения органов и учреждений УИС.
Предмет исследования составляет совокупность норм права, регулирующих вопросы правового механизма регулирования гражданско-правового положения органов и учреждений УИС, а также совокупность правовых норм, регулирующих данную область отношений, учебные и доктринальные источники.
Цель работы заключается в исследовании теоретических и практических положений, описывающих гражданско-правовое положение органов и учреждений УИС.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- изучение истории становления и развития органов и учреждений УИС;
- анализ понятия и роли органов и учреждений УИС;
- исследование гражданско-правовых основ органов и учреждений УИС;
- определение видов и правового статуса органов и учреждений УИС;
- изучение порядка создания и ликвидации органов и учреждений УИС;
- анализ структуры управления органов и учреждений УИС;
- исследование прав и обязанностей органов и учреждений УИС;
- определение гражданско-правовой ответственности органов и учреждений УИС.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: Акчурин А. В., Волохова М. Б., Символоков О. А., Жидовцов В. А., Минаев А. В. и так далее.
Методы исследования. При написании работы по избранной теме использовались три группы методов: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный и функциональный), частнонаучные методы (статистический и социологический), а также специально-юридические (сравнительно-правовой и формально-юридический).
Нормативную основу исследования составили: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ, Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2016 N 2392-р «О создании федеральных казенных учреждений» и другие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Считаем целесообразным предоставление казенным учреждениям права вносить уставной (складочный) капитал иных юридических лиц, а также иным способом передавать в качестве их учредителя либо участника денежные средства, а также иное имущество (при этом ввести ряд ограничений) после получения на то согласия собственника.
2. Предложено внесение дополнений в Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», а именно: дополнений в п. 7 подпунктом 6.1, изложив его в следующей редакции: «отвечает от имени РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению ФСИН России для исполнения его денежных обязательств».
Данная работа состоит из двух глав, охватывающих в себе восемь параграфов.
4,500 руб.
Итогом проведенного исследования стали следующие теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства, которые изложим последовательно в соответствии с положениями выносимыми на защиту.
1. уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом наравне с иными государственными институтами, обладает поистине продолжительной, а также уникальной историей.
Гражданско-правовой статус органов и учреждений УИС не в поном объеме изучен в теории современного российского гражданского права. В ходе исследования был сделан вывод о двойном статусе органов и учреждений УИС:
- во-первых, органы и учреждения УИС как носители властных полномочий, выступающих в публично-правовых отношениях;
- во-вторых, органы и учреждения УИС как равные участники гражданских правоотношений, то есть юридические лица.
Данный вывод основан на том, что большое количество нормативных правовых актов устанавливает, что органы государственной власти выступают в качестве юридических лиц. Так, ФСИН России является юридическим лицом. Территориальные органы УИС также выступают в качестве юридических лиц, владеют, распоряжаются, пользуются закрепленным за ними имуществом. В то же время и учреждения, которые исполняют наказание, являются юридическими лицами.
Имущество органов и учреждений УИС является федеральной собственностью, используется с целью осуществления поставленных перед УИС задач. Органы и учреждения УИС наделены властными полномочиями, иначе говоря – функциями публичной власти.
Своеобразность правосубъектности казенного учреждения объясняется целью его образования, а также деятельности. Так как целью казенного учреждения является выполнение государственных заданий, то и правосубъектность казенных учреждений является ограниченной.
Является целесообразным предоставить органами учреждениям возможность выступать в качестве учредителей (участников) юридических лиц, в настоящее время на которую установлен прямой законодательный запрет. Представляется, что уравнение в данном вопросе казенных учреждений с автономными и бюджетными, окажет положительное влияние на деятельность органов и учреждений УИС. Так, считается целесообразным предоставление казенным учреждениям права вносить уставной (складочный) капитал иных юридических лиц, а также иным способом передавать в качестве их учредителя либо участника денежные средства, а также иное имущество (при этом ввести ряд ограничений) после получения на то согласия собственника.
4,500 руб.