ВВЕДЕНИЕ 3
1. Образ Христа в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» 5
1.1 «Преступление и наказание»: Лазарь Раскольников 5
1.2 «Идиот»: «на свете есть одно положительно прекрасное лицо - Христос» 9
2. Свет и тьма «Бесов» и «Братьев Карамазовых» 13
2.1 «Бесы» 13
2.2 «Братья Карамазовы» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 21
900 руб.
Актуальность исследования: Библия всегда была рядом с Ф.М. Достоевским. Ее слова способствовали формированию его религиозно-философских взглядов. Личность Христа с детства заставляла трепетать душу Федора Михайловича. А потому Священное Писание можно считать своеобразной точкой отсчета в творчестве писателя. Исследователь В. Ляху писал: «На сегодняшний день не известно, как Достоевский работал с текстом Библии, но несомненно одно: он обращался к Писанию не только в душеспасительных, но и в специальных, творческих целях» .
Очевидно, что Достоевский не ограничивался в заимствовании из Библии образов или цитат. Мир библейский и мир достоевский перекликаются между собой, роднятся в его романах. Достоевский создавал своих героев, их жизнь в одной плоскости с библейскими сюжетами. Они как бы встретились из разного времени в одном пространстве. У читателя в определенный момент может сложиться впечатление, что Библия была не просто настольной книгой писателя. Строки Священного Писания вдохновляли Достоевского, особенная энергия слов придавала его героям совершенно глубинные, живые черты.
Кроме того, Библия помогала Федору Михайловичу доносить всему миру свою философскую позицию, свое неповторимое отношение к жизни, свое желание изменить, спасти человечество.
Степень научной разработанности проблемы. Христианский идеал Ф.М. Достоевского стал объектом споров еще в 80-х годах XIX века. Мнения исследователей были противоречивыми. Так, К.Н. Леонтьев остро критиковал писателя, в то время как B.C. Соловьев называл Достоевского истинным христианином. Подобный полемический характер исследований сохранился и в дальнейшем.
Стремление исследователей к анализу религиозного мироощущения писателя укрепилось в 1910-20-е годы. Однако уже в 30 годы ХХ века наступило некоторое затишье в изучении творчества Ф.М. Достоевского.
С середины ХХ века снова отмечается оживление в сфере изучения творчества Достоевского. Однако темы исследований касались в основном его художественного метода. В начале 50-х годов ХХ века Н.О. Лосскиным был опубликован научный труд, на страницах которого исследователь выдвинул теорию, что Достоевский воспринимал жизнь человека и историю человечества в целом как непрекращающуюся борьбу за достижение Рая. По мнению Лосского, писатель рассматривал каждого человека как участника Царствия Божия.
Последние два десятилетия ХХ века были отмечены возвращением интереса исследователей к анализу религиозного идеала Достоевского. Выдающимися трудами этого периода стали работы А.П. Власкина, Ю.Ф. Карякина, С.В. Белова, М.С. Альтмана, Л.И.Сараскиной и В. Безносова.
Цель исследования – анализ библейских оснований творчества Ф.М. Достоевского.
Объектом образы в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Предметом исследования являются библейские образы в русской литературе XIX века.
Для достижения поставленной цели решаются следующие исследовательские задачи:
1. Раскрыть основные приемы отображения образа Христа в романах «Преступление и наказание», «Идиот».
2. Охарактеризовать образы героев романов «Бесы» и «Братья Карамазовы», как орудие борьбы божественного и демонического.
1. Образ Христа в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»
900 руб.
Вся жизнь Федора Михайловича Достоевского была наполнена поиском ответов на вопросы, которые не дают покоя великим умам со времени сотворения мира. Для писателя всегда было важно найти место человека в мире земном, определить. Он все время пытался решить задачу: есть ли смысл в нашем рождении и последующем обитании на земле. При этом, нравственными маяками для Достоевского всегда были Библия и личность самого Христа. Это были его ориентиры: нравственные, религиозные, художественные.
Федор Михайлович видел особенную миссию православной веры и почитающего ее русского народа. Писатель считал, что только русский народ сохранил в душе своей желание страдать, как единственную возможность достичь христианского идеала.
Страдание это должно достигаться посредством любви к ближнему и тяжелой работы над собой. При этом, любовь не должна быть «немой». Любящий должен помогать ближнему, прощать ему все, быть рядом в духовном смысле. Эту идею Достоевский вплетает в канву каждого своего произведения, используя библейские образы и легенды. В романах Достоевского нашлось место для образов Христа, Лазаря, Марии Магдалины, Иуды. Уникальное, незримое сосуществование достоевских героев и библейских образов в одном пространстве дает возможность автору достучаться до своего читателя. Но делает это Достоевский ненавязчиво, осторожно, как делала Соня Мармеладова. Возникает ощущение, что писатель обращался к образам Священного Писания неосознанно.
Достоевский считал главной темой литературы духовное воскрешение личности, второе пришествие души человека. На протяжении всей своей творческой жизни он следовал этому канону и считал его основным в своих произведениях. А образы Библии помогали ему сказать главное, войти в самое сердце читателя.
900 руб.