ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы формирования контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР 7
1.1 Рассмотрение понятия «контроль за произношением» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Формирование контроля за произношением в онтогенезе 10
1.3 Приемы формирования контроля за произношением 15
ГЛАВА II Исследование сформированности контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР 23
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА III Формирование контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР 27
3.1 Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента 27
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
4,500 руб.
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической практики является создание условий для формирования способности к овладению речевыми навыками у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В контексте современных представлений о цели образования как формировании компетентностей ребенка, актуальными и подготавливающими детей к предстоящей учебной деятельности наряду с развитием познавательной активности, внимания, памяти, мышления, является правильная речь и четкое звукопроизношение.
Речь играет важнейшую роль в развитии мышления и деятельности ребенка в целом, выступая как высший регулятор его поведения. Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, в частности ее фонетико-фонематической стороны, ведь основная особенность детства заключается в безграничных возможностях ребенка познавать окружающий мир, овладевать культурой человеческого мышления, общения. Следует отметить, что личный опыт детей в этом отношении различен, что способствует широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития дошкольников.
Проблема развития речи, ее фонетико-фонематической стороны у детей старшего дошкольного возраста отражена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, М.И. Лисиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Е.С. Скобликовой и др. Авторы отмечают, что педагогический процесс необходимо целенаправленно ориентировать на постоянное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в контроле произношения.
С точки зрения Т.Б. Филичевой, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в этом процессе свидетельствует о наличии тех или иных трудностей, в связи с чем, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к логопеду, чтобы эффективно решить существующую проблему [36].
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они приводят к другим нарушениям, в частности, к нарушению эмоционально-волевой сферы ребенка (дети начинают стесняться своей речи, замыкаются, отстраняются от общения со сверстниками, им свойственна повышенная тревожность). Дети с ФФНР, помимо нарушений эмоционально-волевой сферы, характеризуются также низким развитием мелкой моторики рук, сопутствующими (лишними) движениями при разговоре, неразвитостью чувства ритма и т.д.
Важное значение в изучении фонетико-фонематического недоразвития речи имеют разработанные Р.Е. Левиной принципы коррекционной работы с детьми. Раскрывая связь между ФФНР и другими сторонами психической деятельности старших дошкольников, можно найти пути воздействия на психические процессы, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности, звукопроизношению у детей [23].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие речи, ее фонетико-фонематической стороны существенно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности ребенка. Число детей с ФФНР растет, в связи с чем, решение проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи у детей с ФФНР, эта проблема нуждается в дальнейшей детальной разработке. Школьное образование на сегодняшний день нацелено на достижение нового и повышение качества образования. В соответствие с чем, уже в начальной школе начинает закладываться формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно – оценочной самостоятельности.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – контроль за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Предмет исследования – процесс формирования контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на логопедических занятиях.
Цель исследования – провести исследование контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и предложить комплекс упражнений, направленных на формирование контроля за произношением на логопедических занятиях.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что развитие контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Будут определены особенности контроля за произношением у ….
2. Для формирования самоконтроля будут подобраны упражнения.
3. Работа по формированию самоконтроля будет проводиться на каждом логопедическом занятии, которые будут построены на принципах коррекционного обучения.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Осуществить теоретическое обоснование необходимости изучения проблемы развития контроля за произношением у старших дошкольников как эффективной методики в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими ФФНР.
3. Исследовать сформированность контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
4. Определить цели, задачи и организацию констатирующего эксперимента.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. сформировать контроль за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейшей коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Методы исследования: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), психодиагностические методы, методы обработки данных.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
4,500 руб.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены педагогических условий развития контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты как: рассмотрение понятия «контроль за произношением» в психолого-педагогической литературе, формирование контроля за произношением в онтогенезе, приемы формирования контроля за произношением .
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что контроль за произношением у детей старшего дошкольного возраста находится в целом на среднем уровне, но у некоторых детей уровень контроля за произношением низкий, что обусловило необходимость проведения с детьми специально организованной коррекционно-развивающей работы.
Комплекс педагогических условий определялся с учетом направления реорганизации содержания современного дошкольного образования, особенностей познавательной и речевой активности детей, возможностей системного и личностно-деятельностного подхода.
Личностно-деятельностный подход понимается как единство его личностного и деятельностного компонентов. В своем личностном компоненте данный подход предполагает, что в центре системы создания педагогических условий по развитию контроля за произношением находится сам ребенок – его мотивы, цели, уровень его речевого развития. Деятельностный компонент предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание занятий программы включало в себя как классические упражнения, игры по формированию контроля за произношением у детей, так и логоритмику– комплексную методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания и способствующую преодолению разнообразных речевых расстройств у детей.
Анализ литературы показал, что организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, результаты которой свидетельствуют о том, что контроль за произношением у детей экспериментальной группы, принимавших участие в программе занятий, стал более высоким, это показывает эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ФФНР.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое подтверждение. А именно, развитие контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста является эффективным при следующих педагогических условиях: 1) процесс коррекционной работы учитывают особенности речевого развития детей с ФФНР; 2) занятия строятся на принципах логопедической ритмики.
4,500 руб.