Введение 3
Глава 1. Исторические условия формирования представления Т. Гоббса и Дж. Локка о государстве 8
1.1. Жизнь Т. Гоббса и формирование его взглядов на государство 8
1.2 Исторические обстоятельства формирования взглядов на государство Дж. Локка 17
Глава 2 Особенности интерпретации государства в работах Т. Гоббса и Дж. Локка 26
2.1 Представления Т. Гоббса и Дж. Локка о человеческой природе и причинах возникновения государства 26
2.2 Специфика представлений Т. Гоббса и Дж. Локка об общественном договоре 48
Заключение 60
Библиографический список 65
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. Актуальность обращения к анализу проблематики государства в трудах таких мыслителей как Томас Гоббс и Джон Локк обусловлено тем, что именно в этот период были заложены основы многих теорий, описывающих развитие и функционирование государства, и которые до сегодняшнего дня не потеряли своей значимости для юридической науки.
Безусловно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, огромное влияние оказала буржуазная революция XVII века. Учения и идеи этих мыслителей сыграли огромную роль в истории развития философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка явились толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.
Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что доктрины этих философов имеют историческую связь с той эпохой, в которой они были сформулированы, интерес к ним не пропадает и по сей день.
В этом аспекте актуальность обращения к политико-правовым взглядам Т. Гоббса и Локка проявляется в том, что это позволяет нам значительно полнее и более целостно охарактеризовать те теоретические источники, на которые опирается современная теория государства и права в части обоснования генезиса государства, его институтов и функций.
Представляется, что актуальность научно-правовых исследований проблем генезиса государства и специфики ее теоретического осмысления связана прежде всего с тем, что в условиях быстрой трансформации общественно-государственных отношений, который сейчас переживает мир, возникает объективная необходимость обращения к ряду базисных идей, связанных с осмыслением роли государства, его основных функций, назначения, тех ее институтов, которые лежат в основе взаимодействия с обществом.
Актуальность теории общественного договора возрастает в XXI веке как основа для практики демократических принципов, трансформаций систем государства и права, геополитических альянсов и внутренней политики.
При этом особый интерес представляет исследование взглядов таких двух мыслителей как Т.Гоббс и Дж.Локк, которые часто противопоставляются как представители двух прямо противоположных традиций: консервативно-правовой и либерально правовой.
Обращение к их политико-правовым теориям, которые на первый взгляд действительно представляются контрарными, будет способствовать не только более глубокому пониманию проблемы генезиса государства, но и позволит лучше понять специфику тех методологических подходов, которые появились в процессе исторического развития политико-правовой мысли по ее решению...
4,500 руб.
Целью данного исследования было изучение анализ государства в государственно-политических концепциях Томаса Гоббса и Джона Локка.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: рассмотрены исторические условия формирования представления Т. Гоббса и Дж. Локка о государстве; проанализированы особенности интерпретации государства в работах Т. Гоббса и Дж. Локка.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Причина сравнения этих двух деятелей - именно они вдвоем стали первыми английскими политологами, которые способствовали зарождению новых политико-социальных мнений и позиций во времена зарождения капиталистических отношений. Большинство идей, озвученных ими, были во многом новаторскими и свежими. И не важно, это была либеральная позиция Джона Локка, или консервативная монархистского Томаса Гоббса.
2. Томас Гоббс был одним из основателей теории общественного договора. В своей работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» он описывал хаос природного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленности, культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными созданиями, нашли выход из этой сложной ситуации - общественный договор. Томас отмечает состояние «войны всех против всех», что-то вроде хаоса и анархии. До такого состояния доходит общество, которое находилось в естественном состоянии - отношения между индивидами регулировались по нормам морали и религии, но отнюдь не права. Накопление имущества, собственности приводило к беспрекословному желанию подчинять себе подобных. И как результат - переход к вышеупомянутому состоянию войны, и единственным способом это предотвратить - это создать общественный договор. Согласно общественному договору по Томасу Гоббсу, люди договорились передать всю власть монарху и подчиняться в обмен на закон. Политика и ее носитель государство, по мнению Гоббса, утверждается людьми путем договоренностей между собой, индивиды доверяют одному лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, которое использует силу и средства для людей, которые оно считает необходимыми для мира и общей защиты. Итак, Гоббс был защитником монархической власти: «[власть] может быть построена только одним путем, а именно путем концентрации всей власти и силы в собрании людей, которые большинством голосов имели бы возможность свести все воли граждан в одну волю». Он утверждал, что заключая общественный договор и перейдя в общественное состояние, индивиды теряют возможность изменить форму правления, освободиться от действий верховной власти. По его мнению, может существовать только три формы государства: демократия, монархия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием в ней верховной власти, а способностью к реализации той или иной цели, для которой они были установлены. Стоит еще отметить, что его учение было очень интересным и актуальным для тогдашних правящих классов, ведь абсолютная власть должна быть независима и бесспорна.
Права государственной власти, по теории Томаса Гоббса, были достаточно совместимы с интересами классов, которые реализовывали английскую революцию. Очевидно, что по современным критериям, Гоббс больше консерватор, чем либерал, ведь даже либеральную идею относительно общественного договора он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными - свобода возможна только в том случае, когда люди передавали право распоряжаться монарху. Также, Гоббс «снял» с государства ореол мистицизма. Оно стало рассматриваться как один из многих результатов правового договора - контракта, как продукт человеческих действий.
Гоббс предоставляет государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет гражданам право лишь на физическую жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Также, решительно отвергает концепцию разделения властей как разделение суверенитета между группировками, которые борются между собой...
4,500 руб.