Введение
1. Теоретические основы изучения синонимов
1.1. Понятие синонима как явления лексической системы русского языка
1.2. Классификация синонимов
1.2.1. Семантические синонимы
1.2.2. Стилистические синонимы
1.2.3. Семантико-стилистические синонимы
1.3. Стилистические функции синонимов
1.4. Понятие индивидуального авторского стиля
Выводы по первой главе
2. Особенности употребления синонимов в произведении С.К. Никитина
2.1. Типы синонимов в творчестве С.К. Никитина (классификация собранных материалов)
2.2. Синонимы языковые и контекстуальные
2.3. Структурные типы в употреблении синонимов
2.4. Стилистические функции синонимов в творчестве С.К. Никитина
3. Методика преподавания синонимов в школе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
4,500 руб.
В последние десятилетия многие исследователи, изучая такое явление как синонимия, рассматривают в нем ключ к понимаю процессов познания и основ мышления. Интерес к синонимии объясняется тем, что данное явление наиболее точно и с разных сторон отражает в языке и культуре концептуальную модель мира. Соотношение слова с человеческим опытом в языке образует основу знания.
Внимание лингвистов, занимающихся исследованием проблемы семасиологии, с давних пор привлекает сущность синонимии и синонимических отношений.
Несмотря на то, что существует огромное количество работ, раскрывающих стороны синонимии, ученые до сих пор не пришли к единому взгляду в отношении определения синонимов, принципов выделения синонимов в речи, методов их изучения и классификации синонимов.
Большинство ученых сходятся во мнении, что синонимия представляет собой частую микросхему языка, которая характеризуется своими собственными отношениями и тем, что находится в качестве составной части в лексической системе языка в целом. Относительно определения синонимии, ученые до сих пор не пришли к единому мнению: одни исследователи исходят из общности значения слова, другие – из соотнесенности смыслового и предметно-логического начала в слове, третьи – из общности структурной.
Внимание ученых всегда привлекала лексика русского языка. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как В.В. Виноградов, Л.Н. Гвоздев, В.А. Гречко, Э.В. Кузнецова, М.Ф. Палевская, М.И. Фомина, Д.Н. Шмелев, Л.В. Щерба и др.
Лишь в 60-е годы нашего столетия в русском языке начала утверждаться лексика как раздел науки о языке после некоторого осознания многими исследователями теоретического и практического значения изучения словарного состава языка. При изучении учащимися раздела лексики происходим постепенное знакомство с системой лексических понятий, исследуются и раскрываются уже существующие связи между лексикой и другими разделами русского языка, таких как лексика и стилистика, лексика и орфография, лексика и грамматика. Благодаря происходящим процессам и взаимодействию всех разделов языка создаются важные и необходимые предпосылки для целенаправленного обогащения словаря.
Одним из наиболее ярких проявлений системных отношений в лексике русского языка являются непосредственно синонимические отношения, которые обусловлены языковыми факторами, обозначают один и тот же предмет или понятие, синонимы в данном случае представляют различные способы его выражения. Таким образом, имен в синонимике, больше чем в каких-либо других разделах русского языка, проявляется специфика языка и его идеоматичность.
В русском языке наблюдается явное преобладание и разнообразие лексических синонимов. Об исключительно высоком развитии лексики свидетельствует синонимическое богатство.
Перспективным направлением при обогащении словарного запаса русского языка является непосредственная работа над синонимами. Знание синонимии и употребление их в речи помогает более точно, богато и образно выражать свои мысли, чувства и эмоции. В то же время, благодаря синонимам, появляется возможность осмысливать и верно толковать различные оттенки значений отдельных слов разных синонимических рядов, тем самым преодолевая повторение слов в речи. Знание синонимии помогает получать правильное и точное представление о тех явлениях действительности, которые определяются и обозначаются данными словами.
4,500 руб.
В начальной школе, как мы уже говорили, лексикология начинает свое изучение в достаточно узком значении этого термина, т. е. только как словарная система языка.
На уроках русского языка лексику как раздел науки о языке изучают в образовательном аспекте, где происходит знакомство учащихся с лексической системой русского языка. Изучают лексику и в нормативно-практическом аспекте (то есть, мы должны формировать у учащихся такие умения, когда бы он смог применять различные пласты лексики в разных ситуациях общения, а также необходимо обогащать словарный запас учащихся разными лексико-семантическими группами слов).
Исследователи не всегда достаточно четко различали понятия «словарная работа» и «изучение лексики». И только с конца 40-х годов ученые стали включать в словарную работу любую работу со словом: это могло быть и спряжение, составление предложений, необходимо было научиться выяснять звуковой состав. Это были такие виды работ, которые не заключались в выяснении какого-либо лексического значения.
И как выяснилось на практике, что процесс расширения словарного запаса происходил куда интенсивнее, если он опирался на полученные знания в процессе лексики.
Цель данного исследования, которая состояла в выявлении функциональной роли синонимов в языке владимирского писателя С.К. Никитина, была достигнута.
В ходе исследования были достигнуты следующие задачи:
1. Определены методологические основы исследования и методикой анализа лексических значений;
2. Произведена статическая выборка интересующих лексических единиц из произведений владимирского писателя С.К. Никитина;
3. Рассмотрели состояние проблемы в теории лингвистики;
4. Обоснована функциональная значимость лексических единиц в тесте писателя;
5. Практически синонимические единицы в произведении С.К. Никитина.
Итак, в ходе работы мы определили необходимую для исследования терминологию и проанализировали лексические значения слова синоним.
Анализ рассмотренного материала показал, что использование синонимов в тексте автором происходило не только в процессе правильного и точного подбора синонимов, но и характерными для данного понятия признаками: «шаманство – проведение длительных ритуалов», «волшебство – использование рун и заклинаний», «колдовство – магия, вызывающая негативное отношение»...
4,500 руб.