ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ПРАВЕ РОССИИ 9
1.1. Исторические предпосылки становления института экстрадиции в международном праве 9
1.2. Становление и развитие института экстрадиции в России 15
1.3. Правовая природа института экстрадиции 23
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ 30
2.1 Система принципов экстрадиции 30
2.2 Международное договорное регулирование экстрадиции на универсальном уровне 34
2.3 Международное договорное регулирование экстрадиции на региональном уровне 39
2.4 Процессуальные проблемы правового регулирования экстрадиции 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
4,500 руб.
Актуальность темы исследования. Происходящие в современном мире процессы глобализации и интеграции, которые сопровождаются весьма стремительным развитием межгосударственных отношений, обусловили возможность более простых, безвизовых пересечений государственных границ. Тем не менее, это привело также к существенному росту транснациональной преступности, которая представляет реальную угрозу международной безопасности. Это также определило потребность в развитии сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, и, в первую очередь, с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотических веществ, и пр. В качестве наиболее важного инструмента международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства выступает правовой механизм выдачи лиц в целях их уголовного преследования либо исполнения судебного приговора.
Актуальность научного осмысления обозначенных проблем обусловлена, прежде всего, с необходимостью восполнения пробелов российского уголовно-процессуального законодательства, приведения существующей практики в соответствие с требованиями международных стандартов, а равно обеспечения надлежащего выполнения Россией своих обязанностей в области международного сотрудничества, которое направлено на успешное взаимодействие российских правоохранительных органов с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты института экстрадиции не раз освещались на заседаниях Международного пенитенциарного конгресса, в Международной ассоциации уголовного права, Институте международного права, и пр. Вклад в исследование данного вопроса внесен рядом ученых, как то: С. Беди, Э. Симеон, Д. Никольский, С. Соколов, Н.С. Таганцев, В.П. Шупилов, М. Шаргородский, и др. Ввиду междисциплинарного регулирования в институте выдачи лиц исследование существующих в данной сфере проблем привлекали внимание целого ряда международных организаций и ученых. Тем не менее, вследствие дальнейшего развития и совершенствования международного уголовного права, внесения изменений в уголовное законодательство ряд аспектов темы не нашли должного освещения в доктрине.
В качестве объекта исследования выступают уголовно-процессуальные отношения, который складываются в процессе деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц в связи с выдачей лица в целях осуществления уголовного преследования либо исполнения судебного приговора в рамках международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве.
Предмет исследования - международные договоры и соглашения, а также нормы российского уголовно-процессуального права, регламентирующие процессуальный порядок выдачи лица в целях уголовного преследования либо исполнения судебного приговора, а равно правоприменительная практика.
Целью исследования является комплексный анализ представлений относительно сущности, значения и практики осуществления выдачи лица в целях уголовного преследования либо исполнения судебного приговора...
4,500 руб.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Становление и развитие института выдачи лиц обусловлены изменениями общественной и политической жизни, международных отношений, а равно необходимостью принятия многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, определенных расширением форм и направлений сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью, создания и приведения в действие эффективных механизмов защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступного деяния, на основе действующего внутригосударственного законодательства и существующих международно-правовых норм.
Беря в расчет достигнутые на сегодняшний день результаты, необходимо констатировать, что Российская Федерация впервые, за всю историю развития взаимоотношений с другими государствами в сфере расследования преступлений, вышла на столь высокий уровень формирования международно-правовой уголовно-процессуальной базы.
К концу XX века сложилась практика заключения универсальных конвенций, типовых договоров, на двустороннем уровне характерно стремление урегулировать отдельными договорами каждое направление (институт) международного сотрудничества в уголовно-процессуальной сфере. А правовое регулирование многостороннего сотрудничества на региональном уровне активно пополняется новыми международно-правовыми документами.
Правовые отношения, которые связаны с выдачей лица в целях уголовного преследования либо исполнения судебного приговора, регламентируются относительно самостоятельной совокупностью уголовно-процессуальных норм, которые содержатся в главе 54 УПК РФ и, соответственно, представляют собой самостоятельный правовой институт.
Выдача лица в целях осуществления уголовного преследования либо исполнения судебного приговора выступает в качестве комплексного правового явления, будучи основанной на нормах международной и внутригосударственной правовых систем, взаимодействующих между собой.
При этом существует ряд пробелов законодательного регулирования выдачи лиц. В частности, в УПК РФ отсутствуют правовые нормы, которые регулировали бы порядок и основания объявления в международный розыск в целях последующей выдачи лица. Вопросы международного розыска отражены лишь в Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.
Считаем, что нормы о международном розыске, содержащиеся в рассматриваемой Инструкции, необходимо закрепить в УПК РФ.
В п. 20 Постановления ПВС РФ № 11 отмечено, что избрание и продление меры пресечения в виде заключения под стражу, допускаются только по судебному постановлению, которое принимается на основании ходатайства прокурора в установленном ст. 108 УПК РФ порядке. Тем не менее, в исчерпывающем перечне должностных лиц, отраженном в ч. 3 ст. 108 УПК РФ, прокурор не указывается.
Таким образом, возникает некая правовая коллизия, которая может быть устранена посредством внесения дополнения в ч.3 ст. 108 УПК РФ, согласно которого прокурор правомочен возбуждать перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, определенном ч. 1 ст. 466 УПК РФ...
4,500 руб.