Введение 3
Глава 1 Роль арифметических задач в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Общая характеристика развития мышления и математических представлений в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Арифметические задачи как средство развития у детей логического мышления и математических представлений 11
Глава 2 Особенности освоения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста 16
2.1 Порядок освоения детьми арифметических задач 16
2.2. Значение дидактических игр в процессе освоения арифметических задач старшими дошкольниками 17
Глава 3 Методика работы 26
3.1 Особенности методики обучения арифметическим задачам детей подготовительной группы 26
3.2 План-конспект обучения детей подготовительной группы арифметическим задачам 32
Заключение 36
Список литературы 39
4,500 руб.
В современных условиях образовательной системы все более возрастают требования к подготовке детей, начинающих процесс обучения в школе вследствие чего для решения задач эффективного обучения педагогический процесс необходимо целенаправленно ориентировать на постоянное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике выявляется необходимость творческого подхода к разработке новых методических приемов формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений и умения решать арифметические задачи, что подготавливаетих к школьному обучению.
Проблема изучения роли арифметических задач в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста находит свое отражение в работах А.В. Белошистой, Е.В. Колесниковой, М.В. Сотниковой, Е.В. Шаталовой, Е.И. Щербаковой и др. Исследователи отмечают, что сформированные математические представления являются мощным ресурсом познавательной активности и творческих способностей детей [1]; [10].
Одним из эффективных средств формирования способности решать арифметические задачи является дидактическая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, способностей ребенка.
Вопросы использования дидактической игры в процессе формирования у старших дошкольников математических представлений и умения решать арифметические задачи представлены в работах Е.А. Волохиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Е.И. Удальцовой, И.В. Юкиной и др.
Актуальность исследования обусловлена тем, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития математических представлений и умения решать арифметические задачи, поскольку в этот период психические познавательные процессы постепенно приобретают характер произвольности, при этом дети с интересом обучаются в игровой деятельности как ведущей в этом возрасте. В связи с чем, в русле подготовки детей к школьному обучению необходимым является создание психолого-педагогических условий для формирования у старших дошкольников математических представлений и умения решать арифметические задачи. В этом отношении дидактические игры обладают большим потенциалом, поскольку позволяют детям учиться новому, играя.
Как подчеркивают исследователи (Л.И. Божович, А.А. Смоленцева, О.В. Пустова), традиционная система обучения в ДОУ характеризуется недостаточной степенью ориентированности на формирование самостоятельности, активности, познавательного интереса детей в русле изучения математических представлений, что приводит к потере интереса у детей еще до периода школьного обучения [2]; [15]. В связи с этим, необходимо так выстраивать педагогический процесс, чтобы у детей формировался интереск математике, к развитию логического мышления, решению арифметических задач.
Объект исследования – математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования у старших дошкольников математических представлений и умения решать арифметические задачи посредством дидактических игр.
4,500 руб.
В настоящем исследовании были рассмотрены особенности обучения, составления и решения арифметических задач детей подготовительной группы, разработан план-конспект. Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов:
1. Дети старшего дошкольного возраста способны к обнаружению проблемы, постановке задачи, планированию своих действий. Главными линиями развития мышления старших дошкольников являются: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Нормативные требования к уровню мышления детей старшего дошкольного возраста предполагают развитое словесно-логическое мышление ребенка, которое предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. При этом решение математических задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка к освоению более сложных арифметических действий, что готовит ребенка к вхождению в учебную деятельность.
2. В старшем дошкольном возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное мышление постепенно сменяется словесно-логическим путем использования речи как средства постановки и решения математических задач.
Формирование первичных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии активного познавательного интереса самих детей, который необходимо развивать и поддерживать с помощью различного рода интересных, ярких материалов, используемых в арифметических задачах. Арифметическая задача выступает как простейшая математическая форма отображения реальных ситуаций, близких и понятных детям, с которыми они часто встречаются в своей жизни; то, что можно осмыслить в числовых понятиях. По использованию наглядного материала арифметические задачи делятся на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. В освоении старшими дошкольниками решения арифметических задач присутствует определенная последовательность действий, которую дети выполняют сначала с помощью педагога, а затем учатся делать это самостоятельно.
3. При организации педагогических условий в процессе освоения дошкольниками решения арифметических задач важно учитывать физические и психические особенности детей, специфику развития познавательных процессов в этом возрасте и использовать различные яркие, интересные игры, дидактические материалы.
4. Порядок освоения детьми старшего дошкольного возраста арифметических задач включает в себя взаимосвязанные между собой этапы: подготовительный этап, этап обучения пониманию структуры задачи детьми, этап знакомства детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, этап обучения детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы и этап формирования способности дошкольников составлять задачи без наглядного материала (устные задачи).
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для математического развития, в ходе которого происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие способности детей творчески решать конкретные арифметические задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных по своему содержанию и используемым материалам, дети учатся осуществлять арифметические действия, понимать смысл поставленных перед ними задач, искать творческие способы их решения.
5. В качестве основных методических рекомендаций по повышению эффективности обучения детей подготовительной группы решению арифметических задач следует выделить следующие условия:
4,500 руб.