Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря учащихся именами прилагательными 6
1.1 Особенности словаря учащихся 6
1.2 Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных 10
Глава 2. Работа в области обогащения словаря учащихся при изучении имени прилагательного 14
2.1 Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка 14
2.2 Система работы по обогащению речи при изучении имени прилагательного 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
1,500 руб.
Тема курсовой работы: «Методические приемы обогащения словаря учащихся именами прилагательными (младшие школьники)».
Актуальность исследования: Современный уровень развития информационных технологий создал удивительный социальный парадокс. С одной стороны, все категории граждан могут неограниченно общаться друг с другом, используя передовую технику и технологии, знакомиться с людьми, независимо от взаимного место расположения. С другой стороны, те же самые процессы порождают дефицит общения. В данном случае мы говорим о «живом» общее людей друг с другом. Особенно пагубное воздействие это оказывает на развитие у детей навыка общения, речевой передачи необходимой информации. Поэтому сегодня одной из основных задач школьных уроков русского языка является обогащение словаря учащихся.
Цель исследования: изучить совокупность форм и методов работы учителей по обогащению словаря младших школьников именами прилагательными.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности словаря учащихся;
2. Охарактеризовать имя прилагательное как часть речи;
3. Выявить основные методы и приемы работы с синонимами и антонимами на уроках русского языка;
4. Охарактеризовать систему работы по обогащению речи при изучении имени прилагательного.
Объект исследования: обогащение словаря младших школьников именами прилагательными в процессе обучения
Предмет: методы и приемы обогащения словаря младших школьников именами прилагательными
Методы исследования: беседа, наблюдение, теоретический анализ научной литературы.
Степень изученности проблемы:
Известные русские методисты Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим уделяли много внимания вопросам «внутренней связи между всеми отделами родного языка», в число которых они включали грамматику и развитие речи. Они призывали учителей и методистов ни на минуту не забывать, что любой раздел языка «есть только один из участков в общей работе, один из факторов в общем действии».
В разработке методов и приемов изучения грамматики С.П. Редозубов продолжал линию К-Д. Ушинского и Ф.И. Буслаева в качестве логических путей познания он признавал как индукцию, так и дедукцию. Система работы над сочинением и изложением, предложенная С.П. Редозубовым, предельно проста и укладывается в три звена: усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа.
Среди видов упражнений по развитию связной речи на первое место он ставит работу над предложением и связной речью, в то время как современная методика четко выделяет три линии в развитии речи: работа над словом, над словосочетанием и предложением и над связной речью.
Н.П. Каноныкиным и Н.А. Щербаковой сформулированы задачи словарной работы: обогащение, уточнение, активизация словаря детей и борьба за чистоту речи. Словарная работа включена в единую систему основных направлений развития речи наряду с работой над словосочетанием, предложением и связной речью.
Несколько смещены акценты в методике развития речи Г.А. Фомичевой, обосновавшей систему работы над словосочетанием на Синтаксической основе. Не отрицая в целом системы взаимосвязного изучения всех сторон языка, Г.А. Фомичева справедливо считает, что предложение в начальной школе является тем фоном, на котором проводится обучение грамматике, формирование орфографических, речевых и пунктуационных навыков. Работа над предложением является составным звеном в системе развития речи учащихся наряду с произносительным, словарным, морфологическим уровнями и уровнем текста и относится к синтаксическому уровню.
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1,500 руб.
За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки русского языка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.
Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.
Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, так как лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом». [24]
Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.
Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.
1,500 руб.